[an error occurred while processing the directive]

Определение понятия «отклоняющегося поведения».
Страница 1

Психологические материалы » Воспитание детей с отклонениями в поведении » Определение понятия «отклоняющегося поведения».

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Отклоняющееся поведение – это прежде всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнём свой анализ.

В дальнейшем под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс её социализации – интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учётом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации – индивидуализации, а так же по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её сверхдостижений;

гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования, нормы;

социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать

Критерии определения понятия «отклоняиицееся поведение»

Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия «отклоняющееся поведение личности», мы должны задать эталоны оценки психологических явлений.

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий

. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2 – 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно – небольшие отклонения.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой

поведения по степени его выраженности и степени угрозы

для жизни. Поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.

Страницы: 1 2 3


Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися
Формирование и развитие позитивной самооценки ребенка - это одна из главных задач учителя. Поэтому педагогически процесс необходимо построить так, чтобы он способствовал развитию личности учащегося. Одним из важных педагогических условий формирования у школьников высокой и обоснованной самооценки является расширение круга его деятельно ...

Основные типы темперамента
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложи ...

Заключение.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьше ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]