Факторы, управляющие вниманием
Перечислим факторы, управляющие вниманием – интенсивность, повторение, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Как только они выступают в нашем сознании, мы обращаем на них внимание, даже если бы у нас были основания направить свое внимание в другую сторону.
Интенсивность – то, что бросается не только в глаза, но и может оказывать раздражение на слух и т.д. Бывают некоторые случаи, когда наше внимание невольно направляется на какой-нибудь объект и мы бессильны воспрепятствовать этому, или скажем, бывают впечатления, на которые не мы обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому ряду впечатлений лежат интенсивные возбудители – громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли – все эти впечатления ясны нашему сознанию благодаря своей интенсивности.
То есть, они привлекают наше внимание против нашей воли и пробивают путь к сознанию, какие бы препятствия не встретились нам на пути.
Внезапное возникновение внимания – читаю или работаю, звонок, гость – внезапно требует к себе моего внимания. Прежде происходит перераспределение всех содержаний в сознании. Появляющиеся вновь представления – дело моего друга или содержание телефонного сообщения – стремятся к центру сознания, а все прежнее, как мое занятие, так и впечатления от окружающего, оттесняется к периферии.
Таким образом, даже при простом самонаблюдении оказывается, что распределение содержаний сознания на ясные и темные группы является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса.
Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды на ночном небосклоне, порхающую бабочку и муравья, ползущего по ноге. В толпе, пытаясь привлечь внимание знакомого, мы машем ему рукой.
Повторение – один из способов обратить внимание не только человека, но и животного. Если мы хотим, чтобы сознание ребенка приняло имя, которым мы его назвали, то при обращении к нему стараемся чаще упоминать по имени. Другой пример: многие авторы книг, при написании текста, выражая главные мысли, используют "прием повторения" ключевыми словами, на которые любой читатель начинает обращать внимание. Другими словами, если много раз повторять одно и тоже раздражение, то оно привлечет к себе внимание, даже если в самом начале оно было совсем незаметным. Новизна — все, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Так, мы замечаем остановку едва слышного тиканья часов, новые ботинки или прическу коллеги, высокого человека в толпе, одинокое дерево на поляне, тишину после обильного снегопада.
Согласие с наличным содержанием в сознании. Примеров множество. В отличие от нового или чего-то внезапного, к таким явлениям внимания человек всегда готов. Эти явления происходят во время сильного дождя, когда человек увидев молнию, ожидает гром и в скоре он прогремит, так же идя вечером по аллее и не смотря на часы, мы осознаем, что с наступлением темноты будут включены фонари уличного освещения, и они зажигаются. В данный момент полностью отсутствует эффект удивления.
Здесь объясняется разновидность непроизвольного внимания — это внимание привычное. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими и предшествующими, в том числе целевыми, содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность.
Внимание и отбор. Для такого совмещения процессов хорошо подходит описание возможностей человека. Например, можно быть внимательным к собеседнику среди множества посторонних голосов, они для нас будут не замечаемы, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся. Так же, приведу простейший пример избирательности внимания, как восприятие содержания и смысла трудной, интересной лекции. Если студент сосредоточен на словах лектора, то он не замечает уличных шумов, различных звуков из коридора, жужжания ламп дневного света, и даже духоты или сквозняков. Работа внимания в данном случае представлена, как аспект его избирательности и сосредоточенности человека. Неотобранные голоса же остаются доступными его восприятию, и какая-то информация может быть замечена за пределами выбранного направленного внимания. Если произносится его имя или рассказывают анекдот, он невольно осознает эти события. Чем больше увлечение объектом, тем больше интенсивность нашего внимания в одном направлении, тем меньше вероятность отвлечения и степень внимания по всем другим направлениям. То есть, происходит распределение внимания. Описание невнимания. К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она возникает в результате усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной деятельности. В другом случае, у человека рассеянность может быть вызвана состоянием мечтательности, оно предполагает погружение в неконтролируемый поток приятных мыслей и ярких образов, что в итоге отвлекает от происходящего вокруг. В пример можно добавить сюда и "старческую" рассеянность, для этого случая достаточно представить пожилого человека ищущего очки, которые находятся у него на голове. Вынужденное, невольное и привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне фокального сознания субъекта. В этом смысле непроизвольное внимание определяют как пассивное. Его субъективные условия закреплены в виде психо-физиологических установок, отчасти врожденных, отчасти трансформированных или сложившихся заново по ходу научения приспособления индивида к природной и социальной среде. Источники внимания произвольного целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит, достижением заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо — отличительная черта всех случаев произвольного внимания. Однако, реализация этого намерения происходит при различных условиях. Процессы сознательного, намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание можно назвать собственно произвольным. Здесь действия внимания лежат в русле обслуживаемой деятельности. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного. Наиболее знакомый и простой вариант волевого внимания реализуется в ситуации конфликта во внешнем окружении, например, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и опознанию слабого сигнала. Как особый случай волевого внимания можно рассматривать трудоемкий процесс выработки моторных и когнитивных навыков, умений. Чувство напряжения — характерное переживание процессов внимания данного вида. Акты волевого внимания совершаются вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное, внимание обеспечивают личностные инстанции, связанные с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, отвлеченными идеями и широкими схемами мысли, установками на самопознание, совершенствование и приближение к идеалу. Активное торможение и отвержение отвлечений переживается здесь в форме чувства усилия как компонента сложного состояния борьбы мотивов. Развитию умений и навыков такого неэгоистического (морального) внимания служит множество техник религиозной практики. В повседневной жизни указанные формы волевого внимания встречаются редко. Борьба с самим собой — суть любых процессов волевого внимания, а их специфика определяется содержанием противоборствующих сторон. Многие философы и религиозные мыслители видели здесь проявление и разрешение конфликтов между свободой и детерминизмом поведения, духом и телом, высшим и низшим, божественным и животным в природе человека. Поэтому область феноменов волевого внимания становилась ареной жарких дискуссий между идеалистами и материалистами, теологами и учеными.
Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражите ...
Факторы, определяющие отношения детей к взрослым
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформир ...
Аналитическая психология К.Г.Юнга. Архетип
коллективного бессознательного.
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и соврем ...