Психологические факторы старения
Страница 1

Психологические материалы » Психология старости » Психологические факторы старения

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза (1; с.9) Для этого возрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни человека - детства, юности, зрелости - характерны свои особенности, своя возрастная норма. https://crazybuket.ru мужской колбасный букет.

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека.

Какие же изменения происходят в организме человека? Д.Ж. Курцмен пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности (10; с.11)

Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет. Д.Ж Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.

Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям - как к большим переменам, так и серьезным изменениям в жизни.

Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в процессе старения.

В.С. Говоров отмечает, что старение - внутренне противоречивый процесс. Наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы.

Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.

Российский геронтолог В.В Фролькинс так же выделяет в старении два противоречивых процесса. Первый сводится к сокращению приспособительных возможностей - резервов организма, ограничению механизмов само регуляции, нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс- это мобилизация важных приспособительных механизмов. Научиться управлять процессом старения означает, научиться подавлять его первую составную часть и стимулировать вторую.

Для того, чтобы долголетие рассматривать как достижение человеческой цивилизации, социального прогресса, необходимо людей преклонного возраста рассматривать как особую группу, как носителей знаний и опыта, а не как обузу, приносящие только издержки обществу. По отношению к старости и старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное значение имеет тот факт, что старость, как и отрочество в любой культуре обозначена не только биологическими факторами, но и в значительной мере определяются факторами общественной природы.

Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. (11)

Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.

Страницы: 1 2 3 4


Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект. Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я – сознающее), а др ...

Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрим психологические особенности проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий [23, c. 45]. Опрос граждан — беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, сле ...

Предметно-орудийная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте
Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинаю ...