Человек, природа и психологияСтраница 5
«Возникновение экологических проблем обуславливается, прежде всего, социально-экономическими факторами, и поэтому их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде» – сказано в проекте программы «Экологическое образование населения России».
В статье 74 записано: «В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов».
Экологическое просвещение – понятие широкое: оно подразумевает все виды формального и неформального образования, информирование средствами массовой информации, участие населения в экологических общественных организациях и движениях.
Эффективное экологическое просвещение предполагает достижение конкретных целей: во-первых, формирование адекватных представлений о закономерностях протекания природных процессов; во-вторых, осознание и понимание взаимосвязи между всеми видами деятельности человека и состоянием окружающей среды; в-третьих, формирование ценностных установок по отношению к природе; в-четвертых, формирование практических навыков, обеспечивающих экологическую безопасность в производственной деятельности и бытовой сфере (В.В. Мисенжников).
Исследования психологов показывают, что именно гуманное, этическое отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов!) является основным регулятором экологического поведения людей, т.е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.
Связь «человек–природа–общество» становится определяющей в судьбе человеческого рода, его природного окружения. Сегодня нельзя ограничиваться призывами, запретами и т.п. Невозможно решение задач движения вперед и удержание устойчивого функционирования общества без перестройки отношений между человеком и природой.
Главный приоритет – повышение ценности природы, формирование экологической культуры разных слоев населения.
Но не только экологическое просвещение может способствовать изменению отношения людей к природе. Поступки человека зависят от многих факторов и в том числе от того, какой тип мышлении преобладает у конкретной личности.
В своем исследовании я хочу найти взаимосвязь между типом мышления человека и способностью к поэтизации. Обладая различными типами мышления, люди по-разному смотрят на мир, планируют свои действия и, собственно, выполняют их. Так же, в природе каждый человек видит нечто свое. Для кого-то лес – это место, где можно добыть пропитание и заготовить дрова на зиму, а кто-то видит в нем своего друга, существо, которое всегда выслушает, поймет и даст совет. Другие же люди будут восхищаться красотой деревьев, разнообразной палитрой и насыщенностью красок, его величием. Но для некоторых лес навсегда останется местом, куда можно приехать на машине, разбить небольшой лагерь, отдохнуть на выходных, пожарив шашлыки, а потом уехать, зачастую оставив после себя горы мусора. Мол, на природе все сгниет, а с собой увозить лень. Подобное потребительское отношение к природе убивает ее. А убивая природу – мы в перспективе убиваем себя.
Человек, способный поэтизировать природу, не станет лишний раз срывать цветок или выкидывать даже мелкий мусор на траву, он не будет ломать деревья и загрязнять окружающую среду. Такой человек разумно использует природные ресурсы, не беря ничего лишнего, и всегда старается возместить ущерб, который он наносит природе своей деятельностью. Именно поэтому в человеке стоит воспитывать способность поэтизировать природу, видеть в ней не простые леса, горы, реки и ее казалось бы безграничные ресурсы.
Основываясь на слова Шейниса «Постоянное общение с природой, целенаправленное воспитание с ранних лет понимания ее значения развивали у человека логическое и конкретное мышление, учили увязыванию отдельных разрозненных фактов и наблюдений в единое целое» я хочу найти взаимосвязь между способностью поэтизировать природу и типом мышления. Выявив, какой именно тип мышления преобладает у человека, способного поэтизировать природу, можно понять, какой же тип мышления следует развивать, что бы уменьшить потребительское отношение к природе.
Период классической греческой психологии
Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.
Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покр ...
Методика изучения понимания ребенком суффиксов
Подготовка исследования
: Придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.
Проведение исследования:
Исследование проводилось индивидуально с детьми 4 – 7 лет и включает 2 серии.
Первая серия: Ребенку называли три незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют, что лар - это зверь, лафит – сладкий квас; кашемир ...
Вывод
Следовательно, нужна искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, неподдельное любопытство к его делам, активное желание наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в душе и сознании вашего сына или дочери. Важно проявлять к ребенку внимание (но ни в коем случае не чрезмерное и навязчивое), ...