Психический анализ ситуации

Антону (6 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья (его лучший друг), не умеешь управлять ею». Детальная информация фотосъемка одежды для интернет магазина на сайте.

Воспитатель предложила показать, как можно управлять машиной, а потом передать ее Илье. Антон с предложением воспитателя не согласился, объяснив, что Илья непонятливый и не справится с управлением.

Дети не теряли надежды, но Антон был неумолим. Им надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми: «Можно, я с вами?»

«Нетушки! Иди, жадничай, без тебя будем играть»,— ответил ему Илья.

Покрасневший Антон со слезами на глазах закричал: «Я не жадина — тебе дам!» Но Илья стал перечислять других детей, интересуясь, достанется ли им машина. Антон убежал в раздевалку, схватил машину и разбил вдребезги. Мама Антона, узнав о случившемся, так определила свое отношение: «Я так и знала, говорила: не бери машину в детский сад». Она во всем обвинила Илью.

Аффективная разрядка связана с внутренними переживаниями Антона, возникшими в результате «конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций». Первая из них — это выполнить мамин наказ. Вторая — связать с желанием быть вместе с детьми. В поведении Антона они вошли в конфликтное противоречие. Ребенок оказывается не в состоянии соподчинить два одинаково сильных взаимоисключающих мотива. Боязнь лишиться машины, внушенная наставлениями матери, нейтрализует коллективистские устремления ребенка к социально одобряемым нормам поведения, но не может понизить для него их эмоциональной значимости.

Во внешнем плане поведения Антон сначала подчинен первой установке. Но она приводит к разрыву с детьми и невозможности удовлетворить вторую установку его личности. Психологический конфликт, заложенный мамой, перерастает в социальный конфликт отношений Антона с детьми. Отсутствие социального опыта не позволяет ему найти правильное решение. Такого решения не находит и воспитатель. Ребенок вынужден искать выход самостоятельно. Он идет на компромисс, предлагая Илье поиграть машиной. Но Илья, представляя уже интересы группы, лишает Антона возможности освободиться от психологического напряжения. Илья обвиняет Антона в жадности. Тем самым Антону вынесен приговор группы. «Я не жадина!» — кричит Антон, стремясь сохранить положительный образ Я. В результате возникает еще один пласт психологического направления по линии Я - образа. Это — противоречие самооценки с групповой оценкой личности. Напряжение нарастает на новом витке социальных отношений, усиливая внутренний дискомфорт ребенка. Мальчик уже не владеет собой. Он стремится избавиться от конфликтного напряжения путем уничтожения источника своих бед — машины. Такое решение порождает новые проблемы. Теперь конфликт захватывает сферу отношений ребенка с мамой. Происходит очередное нагнетание напряженности в психологическом состоянии ребенка.

В результате такого развития проблемной ситуации определились две линии конфликтных отношений: одна — у Антона с детьми, другая — у него же с мамой. Поправить отношения Антона с детьми — задача воспитателя. Вторая линия конфликта целиком на совести мамы. Мама должна это осознать и исправить свою ошибку. Ей следует прийти к детям в группу и объяснить свою вину. Такой поступок психологически труден, но необходим для восстановления отношений Антона с группой и ее отношений с сыном. Более того, такой поступок поднимет нравственный авторитет взрослых в глазах детей.


Как задействовать силу осознанности
Чтобы достичь состояния глубокой осознанности, достаточно сконцентрироваться на глубине одного чувства. Можно сконцентрироваться на максимальном осознании своего тела. Можно сконцентрироваться на максимальном осознании звуков, в пределе – услышать голос тишины, даже при наличии других звуков. Можно сконцентрироваться на настоящем момент ...

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсл ...

Описание результатов исследования
При проведении методики Марковской И.М. «Взаимодействие родителя и ребенка» (ВВР), были получены результаты, по которым можно судить об особенностях взаимоотношений отца и ребенка. Усредненные показатели по шкалам опросника ВВР, полученные при опросе 30 мужчин нашей выборки, позволили сделать выводы о том, что показатель требовательнос ...