ЗаключениеСтраница 1
Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в США. Свое значение не утратив и в настоящее время. Хотя в течение последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основы этой школы остались неизменными. Это идея о преимущественно прижизненном характере психики (хотя в настоящее время признается и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости исследовать главным образом доступные эксперименту и наблюдению реакции и убежденность в возможности воздействовать на процесс формирования психики рядом продуманных технологий.
Уверенность в необходимости и возможности направленного обучения, формирующего определенный тип личности и методы, осуществляющие процесс научения, являются одним из самых важных достоинств этого направления. Теории научения (оперантного, социального, ролевого) плюс различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила.
Приложение
Таблица 1. Основные теории бихевиоризма
|
Ученый |
Предмет и задачи исследования |
Основные результаты |
|
Э. Торндайк |
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике |
Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок |
|
Д. Уотсон |
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи |
Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание |
|
Э. Толмен |
Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения |
Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении |
|
К. Халл |
Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R |
Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения |
|
Б. Скиннер |
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения |
Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения |
|
Д. Мид |
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я» |
Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я» |
|
А. Бандура |
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения |
Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения |
[1] Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. ''Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы''
[2] Марциновская Т.Д. История психологии, М, 2001
Единство человека и природы
Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средств ...
Толерантные – интолерантные отношения
Понятия «общение» и «толерантность» П.Ф. Комогоров связывает, т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения. И если принять во внимание то, что толерантность всегда имеет в качестве своего обязательного признака уважение к «другому», стремление к сотрудничеству, содружеству, то есть отношение к нему как к субъекту, можно пре ...
Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
Я-концепции в младшем школьном возрасте
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения ко ...
