Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них: прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость, агрессивность детей. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, ее связь с психофизиологическими особенностями, вопрос о том, что является причиной, а что следствием, вызывают как беспокойство педагогов и родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

В профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования. Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В.Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева). Эта проблема является предметом большого числа психологических работ и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Бандура А., Уолтер Р., Берковиц З., Басс А., Лоренц К., Ричард К., Мюррей Браун, Кауфман, Фромм, Фрейд).

В этой работе я хотела рассмотреть причины агрессивности, скрывающиеся в индивидуальных особенностях личности (темпераменте), а также обратную связь, т.е. влияние агрессивности на темперамент.

Цель работы: эмпирическим путем изучить связь агрессивного поведения и темперамента.

В исследовании участвовало 13 учащихся 9 «А» класса МОУ СОШ №3: 8 мальчиков и 5 девочек в возрасте 14 лет.

Предмет исследования: взаимосвязь показателей агрессивности и темперамента.

Гипотеза исследования: на основе анализа литературы я предполагаю, что существует связь между агрессивным поведением и темпераментом.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по теме исследования.

2. Изучить особенности агрессивного поведения подростков.

Исследовать психофизиологические индивидуальные особенности подростков.

3. Проанализировать взаимосвязь агрессивности и темперамента.

4. Выработать рекомендации.

Методики:

1. Метод анализа литературных источников.

2. Тест-опросник Басса-Дарки.

3. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.

4. Колличественно-качественный анализ полученных в ходе исследования результатов.

Мое исследование проводилось с целью оказания помощи родителям и учителям, а также в качестве профилактики. По результатам исследования были проведены родительские собрания и беседы с подростками.


Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а далее и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ...

Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом и некоторыми чертами характера. Организация и методики исследования.
Целью нашего исследования стало изучение связи агрессивного поведения и темперамента подростка. Предмет исследования: взаимосвязь показателей агрессивности и темперамента. В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует связь между агрессивным поведением и психофизиологическими особенностями личности. В соотв ...

Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, тру ...