[an error occurred while processing the directive]

Факторы и статусы, оказывающие влияние на процесс восприятия
Страница 2

Психологические материалы » Восприятие текста » Факторы и статусы, оказывающие влияние на процесс восприятия

Многие исследования подтвердили, что отбор и интерпретация сигналов зависит от ожиданий человека, которые в свою очередь приобретаются в процессе участия в организованном обществе. Именно поэтому, с точки зрения социального подхода, несмотря на кажущуюся индивидуальность акта восприятия сообщений, потребителем информации выступает не единичный человек, а аудитория, как совокупность воспринимающих информацию людей, поскольку ощущение важности и злободневности того или иного текста для индивида есть превращенная форма сознания важности данного сообщения для других людей.

Социокультурный статус.

Общепризнано, что восприятие и переработка информации осуществляется человеком на основе уже имеющихся в его сознании знаний, ценностей, норм, в меру его общих и специальных способностей. В целом сознание человека, воспринимающего и перерабатывающего текст, можно представить в виде некоего фильтра, который одни информацию пропускают полностью, другие деформируют, третьи полностью отбрасывает. С этой точки зрения, сознание читателя может быть рассмотрено как единство трех сторон: читатель живет и действует (своеобразный мир реальностей); совокупности социокультурных образцов, то есть ценностных представлений (идеологических, этических, эстетических и иных ценностей, постулатов и т.п.)( мир культуры); совокупности знаний, которыми обладает индивид и с помощью которых он объясняет все, что происходит вокруг него ( мир знаний). Каждый из этих миров, каждая из этих сторон выступает в качестве особого фильтра восприятия информации и программирует особое требование к тексту.

Психологический статус.

На процесс восприятия текста влияет индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур, отвечающих за переработку информации. Современная наука выяснила, что за производство и переработку информации в мозгу человека отвечают четыре участка, которые располагаются симметрично в правом и левом полушарии: левый висок – простые логические конструкции, левый лоб – сложные логические конструкции, правый висок – простые эмоциональные и чувственные впечатления, правый лоб – сложные эмоциональные и чувственные впечатления.

В силу тех или иных причин различные доли коры мозга могут быть развиты в разной степени. В результате человек будет воспринимать информацию избирательно.

Понимания тесно связано не только с интеллектуальной, но и эмоциональной зрелостью человека. И дело здесь не только в том, что работа мышления доставляет человеку огромное эмоциональное наслаждение. Дело ещё в том, что уровень эмоциональной включённости личности в процесс понимания “подхлёстывает” этот процесс, включая такие уровни сознания и подсознания которые у неэмоционального человека остаются навсегда запечатанными.

Различаясь по своим позициям, люди различаются, естественно, и по той перспективе, которой они воспринимают одни и те же объекты. Невозможно увидеть один и тот же объект точно таким же, каким его видит другой человек, не став на точно такую же точку зрения, как и он, не заняв его позицию. Поэтому не один читатель не в состоянии абсолютно адекватно воспринимать те смыслы, которые закладывались в текст его создателем. Но и создатель текста не может полностью промоделировать восприятие читателя и предугадать возможные искажения его мысли.

Текстовые факторы.

Эффективность восприятия понимания текста во многом зависит от особенности самого текста. В ряду этих особенностей важнейшее значение имеет близость содержания текста интересом и потребностям читателя, качество содержания и трудность текста.

Другими словами, можно предположить, что в процессе восприятия текста читатель оценивает его по трём группам параметров. Одна группа связана с инструментальной ролью этого текста, степенью его полезностью, возможностью использовать в практической деятельности. Вторая группа параметров связана со степенью адекватности содержания текста той действительности, которую знает читатель. Третья группа параметров связана с совершенством, искусностью, профессионализмом создателя данного текста.

Страницы: 1 2 3


Введение.
" Темперамент ", " характер ", " личность " - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уника ...

Настоящий человек
Какое наслаждение разговаривать с человеком, который здесь, в настоящем. Который не летает в будущем, не копается в прошлом, а разговаривает с тобой, полностью осознавая, что ты сейчас сказал, что сказал он, понимает, где вы оба сейчас находитесь, понимает, что происходит вокруг. Если тебе нравиться такое общение – тебе стоит самому его ...

Развитие Я – концепции. Факторы, влияющие на развитие Я – концепции
Все теории развития Я – концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я – концепции независимо от возраста. Это – роль семейных отношений и роль значимых других [1]. Поведение родителей Тип взаимоотношений, который складываетс ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]