[an error occurred while processing the directive]

Теории референтной группы
Страница 2

1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.

2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет вешнюю группу, в которой он рассчитывает иметь более высокий статус.

3. Чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик, однако Мертон не конкретизирует это положение. Другими авторами также пока не выработано какой-либо теории, которая пыталась бы объяснить, какие личностные характеристики индивида предрасполагают его к выбору той или иной референтной группы. В рассуждениях Мертона подчеркивается значение феномена референтной группы для анализа связи между мотивацией индивида и социальной структурой. Однако поскольку Мертон рассматривал личность, как отмечают И.С.Кон и Д. Н. Шалин, в качестве "пассивного реципиента социального реквизита в виде норм, стандартов поведения, ценностей, ролей и т.д.", то сущность мотивации у него сводилась фактически к реагированию на существенную символическую структуру в плане конформного поведения. Таким образом, подход Мертона акцентировал в основном влияние референтной группы лишь на выбор конформного поведения. Подлинная обусловленность выборов референтной группы социальной структурой общества, характером социальных отношений вновь остается нераскрытой.

В теориях референтной группы пока нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т.д. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других по разным проблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого индивида имеется столько же референтных групп, сколько существует каналов коммуникации, причем сила их воздействия на поведение индивида, весьма различна.

Страницы: 1 2 


Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная Деятельность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка. Мотивация – учебно-познавательная, потребность в саморазвитии (по Эльконину). Мотивационная сфера (Леонтьев). Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив уч ...

Портрет психологически здорового человека.
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни: · На ...

Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности
Определяя педагогическую толерантность, необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Подчеркивая характер деятельности как самодеятельности, творчества, С.Л. Рубинштейн указывал на общественно необходимый, социально детерминированный ее характер [139, т. 2, с. 98]. С точки зрения Н.В. Кузьминой, « .Каждую деятельность м ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]