Проявления характера в поведении и деятельности человека.
Страница 1

Психологические материалы » Проявление характера » Проявления характера в поведении и деятельности человека.

Характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность. Воздушные панельные фильтры для вентиляции Текс.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей характер— пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков — фундамент характера человека.

Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, пантомимика, походка и т. д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т. е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

Характер — лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.

Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попытки конечного объяснения человека, прогноза его поведения не могут быть окончательными в принципе, так как личность способна обесценить эти объяснения, бросить им вызов и стать другой, т. е. сделать выбор в пользу своего общественного и общечеловеческого применения (и тем самым собственного развития), а не только лишь соответствия внешним и внутренним обстоятельствам.

В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личность действительно исчерпывается своим характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях.

К тому же одни и те же обстоятельства отражаются людьми далеко не одинаково. «Тот, кто хочет делать, ищет средства, кто не хочет — причины». Какие из обстоятельств человек будет выделять для себя как значимые, может определяться как самими внешними обстоятельствами (на ситуативном уровне поведения), так и — далее — сложившимися индивидуальными особенностями личности (в том числе и ее характером), т. е. внутренними обстоятельствами, и, наконец, осознанием себя как субъекта действия, воплощающего высокие общественные и общечеловеческие идеалы, отделенного и от внешних (ситуативных), и от внутренних (индивидуально-психологических) обстоятельств и могущего влиять на них.

Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.

При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.

Страницы: 1 2


Описание опытно экспериментальной работы
Прежде чем перейти к диагностическому инструментарию предлагаю вспомнить виды и причины страха. Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. Так, подавляющее большинство возрастных страхов сущес ...

Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ. В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи раве ...

Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности
Исходя из полученных эмпирических данных и анализа психолого-педагогической научной литературы можно разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной педагогической толерантности. Модель формирования педагогической толерантности содержит 5 этапов: подготовка, осознание, переоценка, действие, рефлексия. При этом разв ...