Методика «Несуществующее животное»[4]

Данная методика использовалась для диагностики абитуриентов в 2007 году. Для работы нужен лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Задание довольно простое: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Как оказалось, такой рисунок может рассказать о многих личных качествах испытуемого. Рассмотрим некоторые показатели и их интерпретацию.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – обратные показатели: неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, означает то, что человек активно переходит к реализации своих планов. Голова, повернутая влево, - тенденция к размышлениям. Испытуемый – «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется. Положение в фас говорит о том, что человек эгоцентричен.

Глаза – символ присущего человеку страха; уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя; рога – защита, агрессия; перья – тенденция к самоукрашению или к демонстративности; грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая часть фигуры (опорная – ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме – основательность, обдуманность, рациональность принятия решений. В противном случае – поверхностность и неосновательность принятия суждений, легкомысленность. Необходимо также обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо или не соединены совсем. Это характер контроля за своими выводами, рассуждениями, решениями.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональные или украшающие. Первые (крылья, щупальца, перья) – это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, любознательность, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью и т.д. – в зависимости от значения символа. Вторые (кудри, цветы, завитушки) – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания.

Хвосты – отношение к собственным действиям, поступкам, решениям. Повернут ли хвост вправо (+) или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх – уверенно, положительно, бодро.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («летающий заяц»). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием. Первое – рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе – демонстративность разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления, знаменующие легкомыслие.