[an error occurred while processing the directive]

Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков.
Страница 1

Психологические материалы » Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков » Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков.

Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером.

В данной главе мы попытаемся рассмотреть, как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования девиантного поведения.

При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Так как подростковый возраст является кризисным, особенности характера подростка часто заостряются, а при действии продолжительном психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При этом для каждого типа акцентуации существуют свои более и менее характерные формы девиантного поведения.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.

Наиболее уязвимое место гипертимных подростков – их стремление к независимости, самостоятельности. У них постоянно возникает конфликт с родителями и педагогами. Они протестуют против правил и распорядков, ограничивающих их свободу. Попытки взрослых контролировать их, быть с ними строже вызывают только ответное обострение протеста.

Почувствовать себя среди равных или даже в роли лидера подростки могут в компании сверстников. И тут свою роль играет другая особенность гипертимной акцентуации – стремление подростков к общению. Гипертимные подростки легко чувствуют себя практически в любой компании, их интересует всё новое и необычное, а следовательно они легко могут попасть в асоциальную или криминальную группу. С приятелями они легко предаются развлечениям, выпивкам, даже сомнительным похождениям.

Употребление алкоголя и наркотиков может быть связано не только с влиянием компании, но и с желанием “попробовать что-то новенькое”. А переоценка собственных возможностей делает вероятным формирование зависимости.

Суицидальное поведение гипертимным подросткам практически не свойственно.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.

У циклоидных подростков имеются свои “места наименьшего сопротивления”. В период подъёма они почти те же, что и при гипертимном типе характера: неприятие скучной размеренной жизни, стремление к общению со сверстниками, неразборчивость в знакомствах.

Причина возникновения субдепрессивных фаз – неустойчивость к ломке жизненных стереотипов. В эти периоды подростки становятся особенно чувствительными к упрёкам, осуждению в свой адрес.

Выраженные отклонения в поведении циклоидным подросткам не свойственны, так как реакции группировки и эмансипации, усиливающиеся в период подъёма, в субдепрессивный период практически затухают. Исключение составляет суицидальное поведение. Причем речь идёт не о показательных суицидах, как в случае с истероидной акцентуацией, а об истинных покушениях.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

"Слабым звеном" лабильного подростка является эмоциональное отвержение со стороны близких лиц, утрата их или полная разлука с ними. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным вниманием со стороны окружения, эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких, а также гиперпротекцией может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.

Так как настроение у лабильных подростков меняется очень часто, аперемены очень глубоки, вероятны суицидальные попытки в состоянии аффекта.

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП.

Главными чертами этой акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. В силу этих качеств при этом типе акцентуации не встречается ни делинквентности, ни побегов из дому, ни алкоголизации.

Однако это не означает полного отсутствия предпосылок для формирования отклонений в поведении. Астено-невротические подростки, как и остальные, стремятся к независимости от взрослых и общению со сверстниками. Но из-за астетичности, утомляемости они не могут активно выражать свои стремления. Накапливаясь, эти стремления могут подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто.

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП.

Основная черта таких подростков – “чувство собственной недостаточности”. Они робки, застенчивы, избегают новых людей, глубоко привязаны к родителям.

У них формируются высокие моральные и этические требования и к себе, и к другим, и поэтому девиантного поведения они практически не демонстрируют, за исключением суицидального поведения. Суицидальные попытки носят характер истинного покушения. Они связаны со сверхтребованиями к себе со стороны подростков.

Страницы: 1 2 3


Тактические приёмы, эффективные при отказе
В современной практической психологии есть отдельная область знаний — конфликтология, занимающаяся спорными моментами во взаимоотношениях между людьми. Специалисты этой области много лет назад разработали достаточно простые правила, следуя которым можно сделать ситуацию отказа менее стрессовой для обеих сторон: 1. Отказывая, необходимо ...

Методика исследования
Методики исследования: МИФИ-КАРМА АДУЛТ, МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ. Описание методик МИФИ-КАРМА (КАРтина МирА) представляет собой компьютерную методику, которая состоит из объединённых определённым образом методов семантического дифференциала, восьмицветового теста Люшера, цветоассоциативной методики Эткинда. Она была теоретически обоснован ...

Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия
Особое место для понимания феномена образа мира для нас занимает концепция развития и бытия личности В.С. Мухиной[33]. Проблема образа мира рассматривается здесь, с одной стороны, при обсуждении развития внутренней позиции личности и ее самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. В любом случ ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]