Девиантное поведение: основные подходы к понятию

Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям, девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклонения в поведении сказывается на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или деликвентности.

В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению девиантности. В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от моральных норм, а деликвентность считает поведением преступным. Хевит и Дженкинс трудновоспитуемых подростков разделяют на две категории: 1) дети с социализированными формами антиобщественного поведения; 2) дети с социализированным агрессивным поведением.

Н, Максимова выделяет типы трудновоспитуемых в зависимости от детерминант социальной дезадаптации подростков, которые оказывают сопротивление педагогическому влиянию: 1) несформированность личностных структур, низкий уровень моральных представлений и социально принятых навыков поведения (педагогически запущенные); 2) особенности развития высшей нервной деятельности (акцентуации характера, эмоциональная нестойкость, импульсивность); 3) неумелое воспитательное влияние(ошибочная или ситуативная трудновоспитуемость); 4) функциональное новообразование личности (собственно трудновоспитуемость).

И. Фурманов связывает формирование негативных форм поведения у детей со стилями семейного воспитания: эмоциональное отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция» (ребенок принадлежит сам себе), доминирующая гипперпротекция (слишком большое внимание родителей к детям и лишение их всякой самостоятельности).

В. Воробьев и Н. Коновалова выделяют три формы, и одновременно, и три причины школьной дезадаптации: 1) «депривационная» - невозможность личности увидеть в реальной ситуации собственную психологическую проблему; 2) невротическая природа школьной дезадаптации; 3) «психопатическая» - психологические проблемы ребенок решает неправильно, и из-за этого появляются новые проблемы.

Существует много других способов классификации правонарушений и трудновоспитуемости. Все эти знания необходимы практическом психологу для понимания механизмов появления отклонений в поведении школьников, условий и причин девиантности. Они являются своеобразным указателем для психолога в выборе методов и приемов в работе с детьми: наблюдение, анализ продуктов деятельности (материальных, интеллектуальных, духовных), анкетирование, тестирование, социометрические измерения и вербальные методики, беседы и прочие.


Направления, теории и причины агрессивности
Проявление агрессивности у подростков и взрослых может вызываться и другими причинами, а не только влиянием воспитания. Люди и ситуации, в которых оказывается подросток, могут также формировать его склонности к агрессивному поведению, если оно способствует достижению успеха. Те поощрения, которые он получает за успешное выступление в аг ...

«Потребительский бихевиоризм: предпосылки и развитие»
Лидерство, согласно традиционным представлениям, взаимно. Индивидуальность критично дает возрастной гомеостаз, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Супруги вступают в брак с жизненными паттернами и уровнями дифференциации Я, унаследованными от их родительских семей, таким образом самость отчуждает потребительский бихевиоризм ...

Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
Я-концепции в младшем школьном возрасте Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения ко ...