Введение
Первый большой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой). Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллект для скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признание своими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальные работники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии и понимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов – проективными и объективными.
Проективные тесты. Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другими психологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тест чернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге «Психодиагностика» в 1921 году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалось ответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика не употреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, что испытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты на неясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тесты получили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно их валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активно используются и сегодня.
Объективные тесты. Экспериментальная психология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-за их психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерения нормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее к измерению личности и получили так называемые объективные тесты.
«Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности» [2, с. 142–143].
Психологические тесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за их нерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность и неправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно, маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.
Выбранная тема является достаточно актуальной в современных условиях развития профессиональной психологии и психодиагностики, в частности.
Объектом данного исследования является психологическая оценка как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведении или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.
Предмет исследования:
Применение проективных личностных тестов.
Гипотеза исследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методами оценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы и тенденции в поведении личности.
Цель исследования:
Теоретическое изучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализ различных методов диагностики.
Задачи исследования:
- Описать основные этапы процесса оценки личности и поведения;
- Рассмотреть надежность и валидность проективных методик.
Когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Когнитивное развитие дошкольников (от 6 до 10 лет)
Приблизительно в 6 лет дети начинают менять способ мышления и свое представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте у детей проходит период эгоцентрического мышления.
Эгоцентрическое и магическое мышление
Эгоцентрическое мышление – нормальное явление для детей, которые рассмат ...
Аналитическая психология К.Г.Юнга. Архетип
коллективного бессознательного.
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и соврем ...
Описание методов исследования
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)
Цель опросника (автор – И.М. Марковская) – выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми. Опросник состоит из 60 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 5-бальной системе. Опросник ВРР имеет разные варианты: 1-й вариант для подростков и 2-й для их родителей и 3-й вариа ...
