Эволюция представлений о темпераменте
Страница 1

а) Гален и Гиппократ

К важнейшим открытиям этих врачей, усовершенствовавших технику изучения организма, включая головной мозг, относится установление различий между чувствительными и двигательными нервами. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь, став основой важнейшего для физиологии и психологии учения о рефлексе.

В труде «О частях человеческого тела» Гален[8]: учение Галена (II век н.э.), опираясь на множество темпераментах наблюдений и экспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада (в том числе александрийских), описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.

В те времена запрещалось анатомирование человеческих тел. Опыты ставились на животных. Но Гален, работая хирургом у гладиаторов (которых заставляли сражаться в цирке и с дикими зверями), смог расширить представления и о человеке, в том числе о его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится высший сорт пневмы - носительницы разума.

Римский анатом и врач Гален, дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.

Широкой известностью в течение многих столетий пользовалось развитое Галеном (вслед за Гиппократом) учение о темпераментах как пропорции в смеси нескольких основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого» считал он мужественным и энергичным, с преобладанием «холодного» – медлительным и т.д.

Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако полностью подтвердилась мысль о том, что в разнообразии индивидуальных структур динамических проявлений психики можно обнаружить типические варианты. В науку прочно вошел термин «темперамент» и до наших дней сохранило значение деление людей в зависимости от их темперамента на четыре группы.

Большое внимание он уделял аффектам. Еще Аристотель писал, что возможно объяснять гнев либо межличностными отношениями (например, стремлением отомстить за обиду), либо «кипением крови» в организме. Гален утверждал, что первичным при аффектах являются изменения в организме («повышение сердечной теплоты»). Стремление же отомстить – вторично. Через много веков между психологами вновь возникнут дискуссии вокруг вопроса о том, что первично: субъективное переживание либо телесное потрясение.

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Пропорция в смешении этих соков называлась по-гречески словом «красис». Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили это понятие латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что и психические особенности людей зависят от красиса, или от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки».

С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» — кровь); смешение, при котором преобладает лимфа,— флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь). Для будущей психологии этот объяснительный принцип при всей его наивности имел важное значение. Недаром названия темпераментов сохранились поныне. Во-первых, на передний план ставилась гипотеза, согласно которой все бесчисленные различия между людьми можно уместить в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных[9].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сравнительный анализ периодизаций различных авторов
Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года; до 18 месяцев; до 2 лет; до 3 лет. Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет; от 18 месяцев до 5 лет; от 3 до 6 лет; от 2 до 6 лет. Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет . Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рас ...

"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистский генезис, хотя Уотсон это отрицал. Тест, например, неустойчив. Душа, иcходя из того, что вызывает ...

Общее представление о восприятии
Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от н ...