Психологические особенности субкультуры молодежи, влияющие на формирование жизненных ценностей

Психологические материалы » Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков » Психологические особенности субкультуры молодежи, влияющие на формирование жизненных ценностей

Стремительно меняющиеся условия и содержание социализации молодежи вновь и вновь обращают внимание исследователей на становление ценностных ориентации, аттитюдов и усвоение социальных норм поведения. Сегодня наблюдается усиление динамики расхождения в материальном, социальном и духовном положении и условиях жизнедеятельности людей, в зависимости от геодемографических факторов, накладывающих существенный отпечаток на личность в целом и ее ценностную подструктуру.

В исследовании О. Польской. [

6, с. 68]

у старших подростков с

помощью методики М. Рокича исследовались ценности двух видов: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Подросткам предлагалось проранжировать два списка ценностей, расположенных по мере убывания их значимости (всего 18): ценности-цели и ценности-средства. Оказалось, что среди основных ценностей-целей (1–14 места) старшеклассники придают первостепенное значение таким категориям, как здоровье, наличие друзей, любовь, уверенность в себе, а также счастливая семейная жизнь и материальная обеспеченность. Обращает на себя внимание тот факт, что среди второстепенных целей (15–18 места) они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других. Таким образом, в полученной иерархии просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие. В исследовании И.В. Дубровиной (1989) получены противоположные результаты: ценность счастья и благополучия других занимали абсолютно первые места. В списке инструментальных ценностей первостепенное значение получили следующие ценности-средства: жизнерадостность, воспитанность, ответственность. Наименее ценными подростки считают непримиримость к своим и чужим недостаткам, высокие запросы, чуткость. По мнению современных старшеклассников, обладая чувством юмора, хорошими манерами, умением держать слово, будучи способным действовать самостоятельно, можно достигнуть таких особенно значимых ценностей, как здоровье, наличие друзей, уверенность в себе и т.п. Итак, можно сделать следующий вывод: в условиях кризиса сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся прежде всего о личном благополучии. Таким образом, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу и, следовательно, не обладают внутренними ресурсами для преодоления стрессовых ситуаций, сохранения душевного равновесия, обретения смысла жизни.

В представлениях молодёжи о жизненных смыслах, целях, задачах много декларативного, традиционного и противоречивого. Многие молодые люди слабо ориентированы в реальной роли и значении той или иной ценности в своей жизни, значимость некоторых ценностей преувеличивается, а других преуменьшается.

Известно, что характер социальной деятельности личности, в частности особенности ведущей учебной деятельности студента, находятся в прямой зависимости от структуры его ценностных ориентации.

В качестве психологических условий и путей оптимизации ценностных ориентации выделены:

§ семейные взаимоотношения, где аккумулированы социальный опыт, традиции и все ценности общества;

§ развитие ценностной системы образовательного учреждения;

§ отношение учащейся молодежи к дисциплине как к общесоциальной и личной ценности;

§ особенности ценностных отношений преподавателя, позитивные деловые, моральные, интеллектуальные, политические и другие качества преподавателя, его знания, уровень жизненного и профессионального опыта, психологический склад;

§ положительный психологический климат, основанный на доверии, личном расположении, взаимопонимании, искренняя дружба между членами учебной группы служат одним из оснований формирования у молодых людей способности к взаимопомощи, эмпатии, чувства коллективизма, товарищества.

Проблема динамики и формирования ценностных ориентации современной молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного внимания от специалистов всех сопряженных сфер. В связи с этим мы считаем целесообразным продолжение исследования ключевых аспектов проблемы.

В целом же очевидно, что ценности играют огромную роль как непосредственно в процессе категоризации, так и вообще в социальном познании. Ценности способствуют сохранению категорий, но в случае краха ценностной категории может последовать крах и самой ценности. И если окажется разрушенной вся система ценностей, то это может означать настоящую дезорганизацию массового сознония.


Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.
Источником активности личности являются потребности. Потребности - это нужда в чем-то или ком-то. Выделяют различные виды потребностей: • по происхождению: естественные и культурные и по предмету: материальные и идеальные. Потребности характеризуются следующими особенностями: 1. предметность (потребность - это всегда нужда в чем-то, к ...

Гороскопы.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования пове­дения человека является объяснение его характера датой рож­дения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характе­ра человека получили название - гороскопов. Практически, все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, ...

Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. От других методов исследования тесты отличаются тем, что п ...