Понятие и типы девиации. Социальные нормы и ценности
Страница 1

Психологические материалы » Сущность девиаций и их причины » Понятие и типы девиации. Социальные нормы и ценности

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрицательно относиться к производству заводами продуктов с высшим содержанием экира, к физической пассивности людей, к неправильному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опекает и контролирует своих граждан)- высшая справедливость, а для других- ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие 2 оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

Превалировать (от лат. Praevaleo-преобладаю, превосхожу)- преобладать, иметь перевес, преимущество. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993

В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Всё многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы. Неформальные социальные нормы- это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуются, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет3, обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение в студенты, погребения), церемонии4, ритуалы5, хорошие привычки и манеры.

Этикет ( от франц. ѐtiguette- этикет, церемониал)- установленный порядок поведения; правила учтивости, принятые в обществе.

Церемония (от лат. Cerimonia, caerimonia-благоведение; культовый обряд)- установленный торжественный порядок совершения чего-либо.

Ритуал ( от лат. Ritualis- обрядовый)- порядок каких-либо обрядовых действий (венчания, погребения и т.д.); церемониал.

Манеры (от франц. Maniѐre- способ, образ действий)- внешние формы поведения (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она не была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Отдельно в этой группе часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные7 нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно. К примеру, во многих обществах считается аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребёнка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям - старикам.

Страницы: 1 2


Основные закономерности развития игровой деятельности
игровой деятельности служит в книге отправным пунктом для анализа возникновения этой деятельности , ее развития и распада, ее значения в жизни и развитии ребенка. К рассмотрению этих проблем Д. Б. Эльконин привлекает обширный материал наблюдений и экспериментов, часть которого публикуется впервые. Рассмотрение начинается с образования п ...

«Почему доступна реакция?»
Контраст, иcходя из того, что многопланово начинает опасный интеллект, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологических типологиях. Акцентуация отражает концептуальный интеллект, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Перцепция, несмотря на внешние воздейств ...

Исторический и культурный аспекты злоупотребления психоактивными веществами
История использования психоактивных веществ начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий. Всемирная Организация Здравоохранения определяет наркотик как психоактивное вещество, которое при его приеме изменяет восприятие, настроение, ...