Понятие и типы девиации. Социальные нормы и ценности
Страница 1

Психологические материалы » Сущность девиаций и их причины » Понятие и типы девиации. Социальные нормы и ценности

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрицательно относиться к производству заводами продуктов с высшим содержанием экира, к физической пассивности людей, к неправильному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опекает и контролирует своих граждан)- высшая справедливость, а для других- ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие 2 оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

Превалировать (от лат. Praevaleo-преобладаю, превосхожу)- преобладать, иметь перевес, преимущество. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993

В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Всё многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы. Неформальные социальные нормы- это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуются, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет3, обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение в студенты, погребения), церемонии4, ритуалы5, хорошие привычки и манеры.

Этикет ( от франц. ѐtiguette- этикет, церемониал)- установленный порядок поведения; правила учтивости, принятые в обществе.

Церемония (от лат. Cerimonia, caerimonia-благоведение; культовый обряд)- установленный торжественный порядок совершения чего-либо.

Ритуал ( от лат. Ritualis- обрядовый)- порядок каких-либо обрядовых действий (венчания, погребения и т.д.); церемониал.

Манеры (от франц. Maniѐre- способ, образ действий)- внешние формы поведения (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она не была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Отдельно в этой группе часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные7 нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно. К примеру, во многих обществах считается аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребёнка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям - старикам.

Страницы: 1 2


"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистский генезис, хотя Уотсон это отрицал. Тест, например, неустойчив. Душа, иcходя из того, что вызывает ...

Психологическая структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, "фундаментальное значение имеет сознание . Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности". Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует ...

Приложения
Таблица 1. Функции конфликтов Позитивные функции Негативные функции Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического клим ...