[an error occurred while processing the directive]

Мотивация достижения

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успехов и избегания неудач. Иными словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудач. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудач – с тревожностью и защитным поведением. Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором целей той или иной степени трудности. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, лишь незначительно превосходящие уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на удачу лица склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получении информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудаче, напротив, переоценивают свои успехи. Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков работают быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, работа этих же людей ухудшается в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Знание человеком своих способностей влияет на его ожидание успеха. Когда в классе представлен весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями окажутся очень сильно мотивированными на достижение и (или) избегание неудач. Ни очень сообразительные ни малоспособные школьники не смогут иметь сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться им "слишком легкой" или "слишком трудной". Что же произойдет, если организовать классы по принципу равного уровня способностей? Когда школьники с примерно одинаковыми способностями находятся в одном и том же классе, повышается их интерес в достижении успеха и тревожность по поводу собственной несостоятельности. В таких классах увеличивается продуктивность деятельности у учащихся с сильной мотивацией достижения и слабой тревожностью. Именно эти учащиеся проявляют повышенный интерес к учению после перехода в гомогенные классы. В то же время ученики, у которых преобладает мотивация избегания неудачи, оказываются менее удовлетворенными в атмосфере большого соревнования в классе однородном по способностям. Многие психологи придерживаются противоположного мнения. Они указывают, что если классы формируются из учеников примерно равных слабых способностей с целью нейтрализовать путем низких требований к учащимся, то школа, учителя и другие учащиеся относятся к учащимся этих классов как к неудачникам. Соответственно они сами считают себя таковыми. Многие учителя не в состоянии скрыть свою неприязнь к вялым и неуравновешенным детям, составляющим эти классы. Подобная ситуация не только не оправдывает ожиданий, но имеет прямо противоположный результат: количество неуспевающих (объективно) увеличивается. Деление на гомогенные группы по способностям и успеваемости не оправдывает себя не только по тому, что при этом страдают учащиеся. Оно оказывает пагубное разрушительное воздействие и на учителей. Вот почему совершенно неудачным является выделение отстающих в обучении учащихся – обычно это дети с задержкой психического развития – в особые классы "выравнивания", "коррекции" и т.п.


Тревожность и результативность деятельности
Каждый из нас испытывал чувство страха или беспокойства в различных ситуациях. Однако не всем из нас доводилось оказываться в ситуациях, когда страхи были настолько велики, что мы были не в силах действовать. В стрессовых условиях спортивных соревнований нередко можно увидеть спортсмена, который либо "подавлен" (не в состоянии ...

Уровни агрессивности
Существуют различные уровни агрессивного поведения. Одни из них продуктивны и желательны, другие чрезвычайно вредны. Как уже указывалось, у человека в результате соответствующего воспитания в раннем детстве могут формироваться агрессивные чувства и установки по отношению к жизни, людям и ситуациям в спорте. По мере того как такой субъек ...

Особенности психологического развития личности в подростковом возрасте. Определение хронологических рамок подросткового возраста
Возраст (в психологии) – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Переход от одной возрастной ступени к другой ознам ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]