Современные представления о предмете социальной психологии
Страница 2

Психологические материалы » Предмет и задачи социальной психологии » Современные представления о предмете социальной психологии

При всех частных расхождениях предложенных схем остается общая основная идея, состоящая в том, что предмет социальной психологии достаточно широк, и поэтому к его определению можно подходить, как минимум, с двух сторон: как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Это более всего отвечало складывающейся практике исследований, а значит, практическим запросам общества. Именно поэтому оно и оказалось если и не единогласно принятым, то во всяком случае наиболее укоренившимся.

Далее встает закономерный вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь выделяют четыре позиции социологии:

1) социальная психология есть часть психологии социологии;

2) социальная психология есть часть социологии;

3) социальная психология есть наука на стыке психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко[13]:

а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни социологии, ни психологии.

Иногда так или иначе проскальзывало такое мнение, что место социальной психологии нужно отыскивать внутри одной из «родительских дисциплин» или на границах между ними. Но все же какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии с другой? Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при любых условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психологических исследований внутри психологии? Так или иначе социология, оказавшись за пределами социальной психологии, также граничит с ней в силу своей специфики. То же самое относится и к социальной психологии внутри социологии.

Рассмотрим «границы» с двух сторон при помощи выделения трех уровней, таких как общая социологическая теория (исторический материализм), специальные социологические теории (например, теории личности), конкретные социологические исследования. Кроме этого, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. Вопрос об уровнях развития общественного сознания — один из вопросов этой проблемы. Наряду с идеологией анализируется и низший уровень — общественная психология, представляющая интерес для социальной психологии. Однозначно здесь проходит одна из границ.

Если взять области специальных социологических теорий, можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например: социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социальные личности. Но именно в этой сфере особенно трудны разграничения, а само понятие «границы» весьма условно. Сами различия по предмету сложно отыскать, хотя при помощи выделений специфических аспектов это сделать можно.

«Границы» между общей психологией и социальной психологией определяются еще более сложно. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, ибо вся психология социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, будет ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. По мнению А.Н. Леонтьева, личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом[14],

Страницы: 1 2 3


Кто они, подростки?
Приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний, готовый поделиться мыслями ребенок вдруг становится резким, раздражительным, а порой и грубым. Происходит это обычно с 10-15 летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешность. Они быстро вытягиваются, худеют, становятся неуклюжими, лицо иногда покрывается прыщами. Именно ...

Качество учителя. Оценка эффективности педагогической деятельности
Воспитательная и обучающая деятельность, являясь основным видом профессиональной деятельности педагога, охватывает другие виды педагогической деятельности, такие как методическая, организационно-управленческая. Если предположить, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то она должна оказывать влияние ...

Определение характера
С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по милли ...