[an error occurred while processing the directive]

Эмоции и чувства
Страница 2

Очень сложно определять скрытые эмоции. Но, учитывая то, что эмоции проявляются не только в переживаниях и поведении, а и в сложных физиологических процессах, протекающих в организме, был сконструирован прибор, измеряющий значения большого числа физических параметров, связанных с физиологической активностью человека. Этот прибор – полиграф, в настоящее время он широко используется спецслужбами многих стран под названием детектор лжи. В Древнем Китае полиграф заменяли горстью риса. Подозреваемый во время судебного разбирательства держал рис во рту и если после прослушивания обвинения он вынимал рис сухим, то считался виновным, так как сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез.

С точки зрения физиологии эмоции и чувства связаны с возбуждением головного мозга. Импульсы от внешних воздействий поступают в мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования, где устанавливается отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в гипоталамусе особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения. Ученый Дж. Олдза в опытах с крысами вживлял в центр удовольствия электрод, сначала крыса случайно нажимала на рычаг, замыкающий электрическую цепь, что вызывало возбуждение центра, и после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи.

В общественно-историческом развитии человека сформировались высшие эмоции – чувства, базовые эмоциональные компоненты личности. Они в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и обусловлены социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Человек не всегда может осознать тонкость его организации и многогранность выражения. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими всю глубину эмоционального состояния.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, можно согласиться с теми учеными, которые считают, что эмоции теснейшим образом связаны с удовлетворением трех основных потребностей человека: пищевой, защитной и половой. Но если низшие эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства – связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Они вызываются соответствием или отклонением от тех или иных обстоятельств, правил, параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Чувства человека иерархически организованы. У каждого из нас есть доминирующие чувства, характерные для его личности. Они регулируют различные сферы взаимодействия с окружающим миром. Иерархия чувств определяет мотивацию поступков человека. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления радуют человека и восхищают его, другие – огорчают или вызывают отвращение, третьи – оставляют равнодушным.

Длительные эмоции называются настроениями. Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в хорошем настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Можно научиться управлять своим настроением, но для этого необходимо следить за ним и правильно оценивать.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование особенностей эмоционально-мотивационной сферы подростков. Общая характеристика экспериментального исследования
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что уровень нервно-психологического напряжения и развитие мотивационной сферы подростков зависит от особенностей социально-психологической адаптации в этот период. Для проверки данной гипотезы нами было организованно и проведено экспериментальное исследование на базе ...

Особенности развития Я-концепции в младенчестве
Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей. Ж. Пиаже ввел такое понятие, как «схемы» – способы адаптации человека к окружающ ...

Характерология
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веко ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]