[an error occurred while processing the directive]

Формула чувства любви
Страница 1

В качестве примера, отвечающего указанным требованиям, рассмотрим формулу, предложенную Евгением Сушко, для анализа чувства любви [5]. Предварительно отметим, что четкого и бесспорного определения любви не существует, и неизвестно появится ли оно вообще, учитывая огромное отличие во взглядах на любовь различных специалистов. Можно бесконечно долго спорить и цитировать Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, других ученых и философов, считающих, что любовь – это инстинкт, искусство, биохимическая реакция, запускаемая феромонами и все равно не прийти к единой точке зрения. Бесспорно одно, в каждом из этих утверждений содержится рациональное зерно вот его то и необходимо взять для практического применения, оставив все рассуждения и философские споры в стороне. Многим людям кажется, что попытки выделить составляющие любви и систематизировать их, равноценны “втаптыванию” этого высокого чувства в грязь. Они твердо уверены, что такая детализация не нужна и в принципе не возможна, ведь речь, с их точки зрения, идет о непознаваемых глубинах души.

Но нельзя же возражать против того, что каждый человек, как личность, имеет свои потребности от низших (пища, кров, секс) до высших (самореализация, самопознание) и набор необходимых в определенный момент потребностей зависит от влияющих в этот момент обстоятельств. Именно поэтому, мы во многом согласны с теми специалистами, которые считают, что любовь или влюбленность возникает к тому человеку, который в данный момент времени в большей степени может удовлетворить потребности. При изменении внешних факторов изменяются и потребности, а соответственно, и тот их перечень, который удовлетворял партнер, и чем полнее список, тем сильнее чувство и наоборот. Здесь важно отчетливо понимать, что даже одна неудовлетворенная, но доминирующая потребность может оказаться определяющей и легко перечеркнуть все положительное в отношениях.

Естественно, возможность удовлетворить свои потребности – это только часть всей совокупности факторов, влияющих на любовь. Первостепенную роль в зарождении и развитии чувства играет половое влечение, которое, как и потребности в огромной степени связано с воспитанием, образованием, социальной средой. Но, прежде всего, сила и характеристика полового влечения определяются психогормональными процессами, зависящими от половой конституции и генетической наследственности индивидуума. Именно поэтому половое влечение кажется таким необъяснимым и не предсказуемым, особенно в тех случаях, когда оно развивается не на осознанном уровне – управляемом корой головного мозга, а на бессознательном – управляемым гормонально.

Основная задача состоит в том, чтобы выделить из общей массы всей накопленной информации, только конкретные научно-обоснованные факторы, влияющие на чувство, произвести их четкую систематизацию и классификацию. Подробно они описаны в книге Е. Сушко «Формула любви: теория и методика применения» [4]. Предложенная в ней автором классификация потребностей не противоречит работам Абрахама Маслоу и Генри Мюррея, и ориентированна на конкретную область межличностных отношений, связанную с чувством любви.

Общий вид формулы:

L = K (V + P), (4)

где L – уровень чувства

V – половое влечение;

P – удовлетворение потребностей;

K – поправочный коэффициент.

Необходимо отметить, что переменную L – уровень чувства не надо воспринимать как числовое выражение любви. Это контрольное число, по изменению которого при длительном наблюдении и достаточно большом числе оценочных замеров, проведенных экспертом с одинаковой степенью требовательности, можно судить о динамике изучаемого процесса.

В развернутом виде формула (4) принимает следующий вид:

L = K1V1 K2V1 К3V1 K4V1 K5V1 (V1) + K1V2 K2V2 К3V2 K4V2 K5V2 (V2) + K1P5 K2P5 К3P5 K4P5 K5P5 (P5) + K1P6 K2P6 К3P6 K4P6 K5P6 (P6)

где присутствуют восемь основных факторов, оказывающих влияние на половое влечение:

V1 – привлекательное лицо;

V2 – привлекательное тело;

V3 – привлекательный голос;

V4 – привлекательный запах;

V5 – привлекательные движения;

V6 – привлекательный внешний вид;

V7 – привлекательный темперамент;

V8 – привлекательные черты характера;

шесть факторов, отвечающих за удовлетворение потребностей:

P1 – потребность в сексуальном общении;

P2 – потребность в эмоциональном общении;

P3 – потребность в интеллектуальном общении;

P4 – потребность в рождении и воспитании детей;

P5 – потребность в совместном решении материальных проблем;

Страницы: 1 2


Принципы психологической коррекции педагогической запущенности
Психологическая коррекция понимается как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [34]. Психокоррекцию возможно также применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений» [31], поскольку психоло ...

Личностная характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности по Кеттеллу
Для изучения личности учителя использовалась методика 16PF Кэттелла. Необходимо выяснить какова характеристика личности учителя с толерантным-интолерантным поведением (см. рис. 13, приложение 10). Рис. 13. Взаимодействие показателей коммуникативно-педагогической толерантности с качествами личности КПТ – коммуникативно-педагогичес ...

Отличия личности спортсмена от личности студента, большая склонность к агрессивности
Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе. Изучение подростковой агрессии п ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]