Методологические принципы и подходы исследования

Психологические материалы » Функционирование эмоций в процессе целеобразования » Методологические принципы и подходы исследования

Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930 г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что эмоция рассматривается как один из детерминирующих факторов целеполагания. Эмоция влияет на достижение цели, присутствует при констатации реального результата.

Принцип развития (Выготский Л.С., 1924 г.). Развитие как философский и общенаучный способ объяснения явлений, принцип развития направляет работу психологической мысли на протяжении всей его истории.

Принцип развития связан с другими регуляторами научного познания – принципами детерминизма и системности. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений, их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией. Принцип развития предполагает, что изменения проходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.

В данной работе принцип развития находит свое отражение в попытке определить рубежи воздействия эмоций на появление и протекание цели.

Принцип системности (Ломов М.В., 1975)– направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что эмоции и цель образуют своего рода систему. Интеграция системных объектов в данной работе помогает показать влияние биологических и социальных предпосылок на эмоциональную окраску решения задачи.


Теоретический анализ механизмов психологических защит. Психологическая защита и вопросы адаптации
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, состояний психической дезадаптации и социально-стрессовых расстройств, а также саморазрушающего пове ...

Теоретико-методологические основания исследования образа мира. Основные теоретико-методологические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ мира» в психологии
Понятие «образ» — значимая категория психологии (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштей и др.). Образ является начальным звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когнитивную гипотезу, сопоставимую с объективной реальностью. Образ мира функционально и генетически пер ...

Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов из всех детей имеющих данное заболевание [16]. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур. Целесообразно выделять следующие формы нарушен ...