Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков.
Страница 1

Психологические материалы » Воспитание детей с отклонениями в поведении » Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков.

Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером.

В данной главе мы попытаемся рассмотреть, как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования девиантного поведения.

При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Так как подростковый возраст является кризисным, особенности характера подростка часто заостряются, а при действии продолжительном психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При этом для каждого типа акцентуации существуют свои более и менее характерные формы девиантного поведения.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.

Наиболее уязвимое место гипертимных подростков – их стремление к независимости, самостоятельности. У них постоянно возникает конфликт с родителями и педагогами. Они протестуют против правил и распорядков, ограничивающих их свободу. Попытки взрослых контролировать их, быть с ними строже вызывают только ответное обострение протеста.

Почувствовать себя среди равных или даже в роли лидера подростки могут в компании сверстников. И тут свою роль играет другая особенность гипертимной акцентуации – стремление подростков к общению. Гипертимные подростки легко чувствуют себя практически в любой компании, их интересует всё новое и необычное, а следовательно они легко могут попасть в асоциальную или криминальную группу. С приятелями они легко предаются развлечениям, выпивкам, даже сомнительным похождениям.

Употребление алкоголя и наркотиков может быть связано не только с влиянием компании, но и с желанием “попробовать что-то новенькое”. А переоценка собственных возможностей делает вероятным формирование зависимости.

Суицидальное поведение гипертимным подросткам практически не свойственно.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.

У циклоидных подростков имеются свои “места наименьшего сопротивления”. В период подъёма они почти те же, что и при гипертимном типе характера: неприятие скучной размеренной жизни, стремление к общению со сверстниками, неразборчивость в знакомствах.

Причина возникновения субдепрессивных фаз – неустойчивость к ломке жизненных стереотипов. В эти периоды подростки становятся особенно чувствительными к упрёкам, осуждению в свой адрес.

Выраженные отклонения в поведении циклоидным подросткам не свойственны, так как реакции группировки и эмансипации, усиливающиеся в период подъёма, в субдепрессивный период практически затухают. Исключение составляет суицидальное поведение. Причем речь идёт не о показательных суицидах, как в случае с истероидной акцентуацией, а об истинных покушениях.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

"Слабым звеном" лабильного подростка является эмоциональное отвержение со стороны близких лиц, утрата их или полная разлука с ними. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным вниманием со стороны окружения, эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких, а также гиперпротекцией может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.

Страницы: 1 2 3 4


Подростковый возраст и его особенности.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояни ...

Понятие и социально психологический анализ личности. Понятия "личность", "человек", "индивид" их отношения
Личность, понятие многообразное. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида как на "совокупность интегрированных в нем социально значи ...

Введение в дисциплину Психология и Педагогика. Сущность психики. Ее структура и функции
Психология и педагогика, как науки имеют большую историю. Начали развиваться с того момента, как человек стал осмысливать себя и стал пытаться передавать знания от одного поколения к другому. Но наиболее быстрое развитие эти науки стали получать сравнительно недавно, не более как 5 веков (со средневековья). В начале прошлого столетья пс ...