[an error occurred while processing the directive]

Человек и природа. Язычество
Страница 1

Взаимодействие человека с природой насчитывает не одно тысячелетие, оно началось в далекие времена, когда наши индоевропейские общности народов обживали непроходимые леса, болта, бескрайние степи. Они имели свои знания об окружающем мире, свои взгляды на этот мир. Из этой общности народов во II – I тысячелетии до н.э. произошло выделение славян с их мифологией и религией, формировавшейся во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Например, это образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога потустороннего мира (Велес), элементы образа божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать-Сыра-Земля, солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

Этапы развития языческой культуры

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался миф. Славяне населяли ее различными божествами - русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи - их считали жилищами богов. Славяне думали, что их родословная происходит от богов.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих хтонических противников.

В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия с драконом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. Все это свидетельствует о невероятной живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как важнейшие символы нашего сознания.

Страницы: 1 2 3


Определение Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам исследования
Традиционно в отечественной психологии проблема “Я-концепции” рассматривается как одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Когнитивный компонент общей самооценки является «образом-Я», «картиной ...

Выводы
История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративное полисистемное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и ц ...

Механизмы терапевтического процесса в гештальт-психологии
Гештальт-терапия – это процесс поддержания или восстановления нашей способности управлять образами, строить их в адекватной связи с фоном. Одним из основных рабочих терминов, употребляемых в гештальт-психотерапии, является «осознание», осознание немедленное – форма сознавания, которая является одновременно и двигательной и сенсорной, ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]