[an error occurred while processing the directive]

Значение Я – концепции
Страница 1

Я – концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я – концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [1].

1) Я – концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я – концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я – концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я – концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я – концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я – концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации – домашняя и школьная – как-то належатся одна на другую, например, если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении веси жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я – концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, но может с легкостью «резонировать» в других сферах.

Когда Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯон, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование детско-родительских отношений в неполных семьях. Характеристика выборки и описание процедуры исследования
Учитывая актуальность проблемы изучения детско-родительских отношений в неполных семьях, нами проведено следующее исследование. В начале исследования было сделано предположение о том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются как в эмоциональных, так и интерактивных планах, что обуславливает различные резу ...

Теоретические и методологические предпосылки исследования ценностей в личностной сфере человека. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели[1]. В более общих оп ...

Механизмы терапевтического процесса в гештальт-психологии
Гештальт-терапия – это процесс поддержания или восстановления нашей способности управлять образами, строить их в адекватной связи с фоном. Одним из основных рабочих терминов, употребляемых в гештальт-психотерапии, является «осознание», осознание немедленное – форма сознавания, которая является одновременно и двигательной и сенсорной, ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]