Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности
Страница 1

Психологические материалы » Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя » Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности

Определяя педагогическую толерантность, необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Подчеркивая характер деятельности как самодеятельности, творчества, С.Л. Рубинштейн указывал на общественно необходимый, социально детерминированный ее характер [139, т. 2, с. 98]. С точки зрения Н.В. Кузьминой, « .Каждую деятельность можно изучать как со стороны ее режимов, норм, правил организации, ее объективной структуры, так и со стороны психологической» [78, с. 8]. Л.И. Анциферова предложила ввести понятие о «личностно-психологической системе обеспечения» видов деятельности, рассматривая каждый из них как активное отношение человека к миру, обществу и себе [13, с. 58].

В концепции системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадриковым [180, 181] дифференцируются нормативно одобряемый способ деятельности и индивидуальный способ деятельности, существующий в виде психологической системы деятельности. У Е.М. Ивановой противопоставляются исследование взаимосвязи между предметом, средствами, задачами трудового процесса и изучение мотивационно-когнитивных, эмоционально-волевых и операторных взаимодействий [61]. Социокультурный контекст педагогической деятельности и контекст личностного самоопределения будущего педагога различают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [152, c. 72-80.].

Специфику педагогической деятельности можно определить через ее высшую, конечную цель, мотив-цель (по А.Н.Леонтьеву), которая есть результат присвоения субъектом общественно-исторически обусловленной функции педагогической деятельности. Достижение конечной цели педагогической деятельности – формирование и развитие личности ребенка, может осуществляться только в организации взаимодействия, имеющего характер сотрудничества,

сотворчества учителя и учащихся (а также учащихся между собой). И задача педагога не приспосабливать ученика к учебному материалу, а «все содержание образования подчинить его развитию как высшей цели» [97, с. 12].

Деятельность, с точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, тем более педагогическая, никогда не побуждается одним мотивом [2, с. 217]. И хотя «потребностный профиль ведущей деятельности», по мнению Ю.М. Орлова [116], у людей не может быть одинаковым, незыблемым остается положение, что педагогическая деятельность сохраняет свою общественную ценность до тех пор, пока создание условий для развития и саморазвития личности растущего человека остается ее ведущим побуждением.

В интересующем нас плане оценки эффективности деятельности педагога особое значение приобретает вопрос о структуре педагогической деятельности, ее компонентах, функциях.

В педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила ряд главных взаимосвязанных компонентов. Ею описаны конструктивная, организаторская и коммуникативная деятельности. [78, с. 82-91]. Несколько позднее Н.В. Кузьмина описала четвертый компонент педагогической деятельности – гностический [77, с. 40].

В своем исследовании А.Э. Штеймец [188] выделяет 4 функции педагогической деятельности: конструктивную, исследовательскую, коммуникативную и рефлексивную.

Говоря о структуре педагогической деятельности, А.И. Щербаков [190, c. 3-29.] описал 8 функций, выделенных им совместно с Н.А. Рыковым по итогам психологического анализа деятельности учителя-биолога. Четыре из них – специфически педагогические функции: информационная; мобилизационная (мотивационная); развивающая; ориентационная, производная от нравственных факторов. Что касается четырех других функций, то речь идет о трех первых функциях, выделенных Н.В. Кузьминой [78], – конструктивной, организаторской, коммуникативной, а также об исследовательской функции, описанной ранее самим А.И. Щербаковым [190]. Последние четыре функции не являются специфически педагогическими, а являются общетрудовыми, так как они имеют место во всех видах современного квалифицированного труда.

Дальнейшее развитие вопроса характеризуется значительным расширением перечня функций, которыми пользуются разные исследователи. При этом помимо функций, выделенных Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и их сотрудниками, появились новые. Так, у 3.В. Голевой и А.К. Данилевич [46, c. 67-68] выделяют 9 функций: формирующая, диагностическая, прогностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская, общественно-политическая, аналитическая.

Страницы: 1 2 3 4


Классификация конфликтов
Физиологический конфликт. То есть партнеры, например, имеют совершенно разные биологические циклы (один – жаворонок, второй - сова), и на фоне этого обязательно возникает конфликтная ситуация. Данный вид конфликта психологи советуют задавить в зародыше, и в самом начале семейной жизни разобраться в особенностях друг друга, и поговорить ...

Интерес как механизм учебной мотивации
Мотивация- это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развития любознательности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника является интерес, т. е. реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочно ...

В транзактном анализе
Был создан Э.Берном. Цель в помощи участникам избавиться от “сценариев” и “игр” в своих отношениях. Заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. АНАЛИЗ "СЦЕНАРИЕВ". В реальности каждый из нас обладает любимой позицией, пользуясь которой мы действуем в условиях стресса, и каждую ...