Основные типологии любви в психологических теориях. Любовь в психологической теории А.Адлера

Психологические материалы » Любовь как социопсихологическое явление » Основные типологии любви в психологических теориях. Любовь в психологической теории А.Адлера

Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и о любви к чему-то безличному, например к своему делу. В психологии существует много попыток выделения качественно специфичных типов любви. Некоторые из них считаем представить в данной курсовой работе.

В своих трудах А.Адлер рассматривает отдельно вопрос любви и брака. К этому вопросу, по словам А.Адлера, ребенок готовится постепенно. Все его окружение исполнено отношениями любви и брака. Уже в самые первые годы жизни ребенок пытается занять свою позицию по этому вопросу и выработать свое направление. То, что мы слышим на словах, не является важным, ибо как только заходит речь о вопросах любви, ребенком часто овладевает неимоверная робость. Есть дети, которые совершенно определенно высказываются, что не могут говорить на эту тeму. Есть дети, которые очень привязаны к своим родителям, но не могут быть с ними нежными [5; 288].

Говоря о начале зарождения у человека любовных переживаний, Адлер замечает: «Первые нежные побуждения у ребенка проявляются уже в самом раннем возрасте. Проследив за их развитием, мы с легкостью можем установить, что все они являются побуждениями врожденного чувства общности. То, что чувство общности является врожденным, вытекает из постоянства, с которым оно каждый раз возникает. Степень его развития дает нам возможность увидеть отношение к жизни. В понятии "человек" уже заложено все наше понимание чувства общности, мы не могли бы представить себе человека, который бы его потерял и тем не менее продолжал бы называться человеком. В истории мы также не обнаруживаем изолированно живущих людей. Где бы мы ни встречали людей, мы видим, что они живут в группах, разве что только отдельные люди были, например, искусственно или по причине безумия изолированы от общества» [5; 295].

Таким образом, все развитие ребенка требует введения его в ситуацию, в которой имеется чувство общности. Его жизнь и здоровье гарантированы только в том случае, если существуют люди, которые за него заступаются. Новорожденный теленок уже вскоре после появления на свет может, например, различать ядовитые растения. Но новорожденный человек вследствие неполноценности своего организма предоставлен чувству общности взрослых; ребенка нужно долго выхаживать, учить и воспитывать, прежде чем он приобретет способность сам о себе заботиться [1; 85].

Говоря непосредственно о любви как переживании, Адлер отмечает: «То, что мы называем в собственном смысле любовью, отношением между полами, всегда неразрывно связано с чувством общности. Любовь как отношение двух людей и как составная часть чувства общности имеет свои собственные законы. Поскольку она является необходимым компонентом сохранения человеческого общества, ее нельзя понимать в отрыве от него. Кто позитивно относится к обществу, тот, безусловно, позитивно относится и к любви. Кто обладает чувством общности, тот будет выступать за брак или равноценную или превосходящую его форму любви. У того же, у кого чувство общности подавлено, кто не сумел прийти к свободному проявлению своей сущности в рамках человечества, любовные отношения будут иметь обособленный характер» [2; 76].

Также А.Адлер называл фактор, пронизывающий любовную жизнь людей, который всегда ведет к нарушениям совместной жизни: стремление к власти и личному превосходству.

Автор говорит о влиянии характера, поведения, стремлений человека на любовные отношения: «Линия поведения человека обязательно проявится и в любви. Она заставит его либо стремиться к несчастной любви и на ней застревать, либо позволит ему относиться к ней проще и приведет к подъему» [2; 78].


Деятельность Станислава Теофиловича Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся педагог, просветитель, общественный деятель. С 1905 года он начал создавать развивающие центры для детей и подростков, такие как «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь». Главное значение деятельности Шацкого заключалось в изучении социальной среды, её влияние на развитие человека. О ...

Почему растить ребенка одной бывает легче и проще?
Подытожим причины, о которых говорили выше: 1. Потому что женщина одна приняла решение, одна родила и имеет полное право единственного голоса на то, как распорядится воспитанием и как лучше развивать своего ребенка. 2. Потому что воспитывать одного ребенка гораздо проще, чем двоих, особенно в молодой семье, где папа не созрел на роль ...

Символический интеракционизм
Наиболее значимым трудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида "Сознание, личность и общество". Она была опубликована через три года после его скоропостижной смерти в 1931 г. В ней изложены его основные социально-психологические концепции. Она была составлена и отредактирована учеником Дж. Мида – известным исследо ...