В группах рационально-эмотивной терапии
Основал А.Эллис, который был первооткрывателем огромного количества методов, ориентированных на мышление, чувства и действия. Целью этого подхода состояла в том, чтобы помочь участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения, научить их реалистичному и ответственному поведению.
Когнитивные методы:
КОГНИТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Клиентам даются домашние задания, состоящие из различных способов применения А-В-С теории (теория личностных и эмоциональных расстройств) к проблемам повседневной жизни. Например, членам группы могут предложить "Бланк самопомощи". В смежных колонках они должны написать обсуждаемые утверждения для каждого иррационального убеждения. В другой колонке - эффективные рациональные убеждения, которыми можно заменить иррациональные. И, наконец, они записывают чувства или поступки, которые они испытывают после использования рациональных убеждений.
Эмотивные методы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА. В качестве одного из приемов борьбы с преувеличенными мыслями, которые ведут к неприятностям, применяется хорошая доля юмора. Она учит членов группы смеяться, но не над собой, а над своими убеждениями.
УПРАЖНЕНИЕ "АТАКА НА СТЫД". Тревога часто происходит из стыда, вины и смущения. Чем более прямо и очевидно люди увидят иррациональные убеждения, стоящие за этими чувствами, тем менее вероятно, что они будут продолжать испытывать дискомфортные чувства.
Членам группы предлагают поучаствовать в деятельности по принятию риска как способу бросить вызов своему невротическому страху глупо выглядеть. Вот несколько упражнений "атаки на стыд": прогуливайтесь по парку, напевая высоким тоненьким голоском; разговаривайте с животными и притворитесь, что они вам отвечают; в переполненном лифте встаньте сзади, лицом к стене, и стойте так и т.п.
РОЛЕВАЯ ИГРА. В качестве избавления от страхов, предлагается клиенту поменяться ролями. Например, если член группы испытывает чрезмерную тревогу, когда приходит на собеседование по приему на работу, ему можно предложить роль интервьюера. Он также может сыграть себя, находящегося под влиянием страха, а затем уверенного в себе.
Поведенческие методы:
ПОДКРЕПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. И подкрепление, и наказание используется для того, чтобы помочь клиенту измениться. Подкрепление может включать в себя чтение романа, просмотр фильма, поход на концерт или любимое блюдо. Клиент может давать подкрепления сам себе чем-то, что ему нравиться, но только после того, как он выполнит конкретное домашнее задание, которое он обещал себе выполнить.
Также используются штрафные или наказания, которые определяет сам человек, если он не выполняет уговора (свое домашнее задание).
ТРЕНИНГ НАВЫКОВ. Тренинг клиентов в овладении конкретными навыками, которых им не хватает, длится столько, сколько этот тренинг осуществляется в контексте вызова их дисфункциональному мышлению. Этот прием опирается на предположение о том, что, приобретая навыки, которые у него ранее отсутствовали, клиент почувствует большую уверенность в себе и будет готов к переживанию значимых изменений в своем мышлении, чувствах и поведении.
Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия.
Причины возникновения
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных с ...
Профилактика склонности у подростков к социально желательным
ответам. Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответам
В практической части нашей работы поставлена задача – выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому.
Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1».
Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожност ...
Характеристика психических процессов, обслуживающих процесс познания
объективной реальности.
Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущение – процесс отражения, сознания человека, отдельных свойств, признаков, качеств, предметов и объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение характеризуется порогами ощущений, минимальным и максимальным, адаптацией, последовательными образами, явлен ...
