В группах рационально-эмотивной терапии
Основал А.Эллис, который был первооткрывателем огромного количества методов, ориентированных на мышление, чувства и действия. Целью этого подхода состояла в том, чтобы помочь участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения, научить их реалистичному и ответственному поведению.
Когнитивные методы:
КОГНИТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Клиентам даются домашние задания, состоящие из различных способов применения А-В-С теории (теория личностных и эмоциональных расстройств) к проблемам повседневной жизни. Например, членам группы могут предложить "Бланк самопомощи". В смежных колонках они должны написать обсуждаемые утверждения для каждого иррационального убеждения. В другой колонке - эффективные рациональные убеждения, которыми можно заменить иррациональные. И, наконец, они записывают чувства или поступки, которые они испытывают после использования рациональных убеждений.
Эмотивные методы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА. В качестве одного из приемов борьбы с преувеличенными мыслями, которые ведут к неприятностям, применяется хорошая доля юмора. Она учит членов группы смеяться, но не над собой, а над своими убеждениями.
УПРАЖНЕНИЕ "АТАКА НА СТЫД". Тревога часто происходит из стыда, вины и смущения. Чем более прямо и очевидно люди увидят иррациональные убеждения, стоящие за этими чувствами, тем менее вероятно, что они будут продолжать испытывать дискомфортные чувства.
Членам группы предлагают поучаствовать в деятельности по принятию риска как способу бросить вызов своему невротическому страху глупо выглядеть. Вот несколько упражнений "атаки на стыд": прогуливайтесь по парку, напевая высоким тоненьким голоском; разговаривайте с животными и притворитесь, что они вам отвечают; в переполненном лифте встаньте сзади, лицом к стене, и стойте так и т.п.
РОЛЕВАЯ ИГРА. В качестве избавления от страхов, предлагается клиенту поменяться ролями. Например, если член группы испытывает чрезмерную тревогу, когда приходит на собеседование по приему на работу, ему можно предложить роль интервьюера. Он также может сыграть себя, находящегося под влиянием страха, а затем уверенного в себе.
Поведенческие методы:
ПОДКРЕПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. И подкрепление, и наказание используется для того, чтобы помочь клиенту измениться. Подкрепление может включать в себя чтение романа, просмотр фильма, поход на концерт или любимое блюдо. Клиент может давать подкрепления сам себе чем-то, что ему нравиться, но только после того, как он выполнит конкретное домашнее задание, которое он обещал себе выполнить.
Также используются штрафные или наказания, которые определяет сам человек, если он не выполняет уговора (свое домашнее задание).
ТРЕНИНГ НАВЫКОВ. Тренинг клиентов в овладении конкретными навыками, которых им не хватает, длится столько, сколько этот тренинг осуществляется в контексте вызова их дисфункциональному мышлению. Этот прием опирается на предположение о том, что, приобретая навыки, которые у него ранее отсутствовали, клиент почувствует большую уверенность в себе и будет готов к переживанию значимых изменений в своем мышлении, чувствах и поведении.
Принципы и закономерности психического развития в когнитивных теориях
развития
развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций ...
Исследование социально-психологического климата в
коллективе предприятия ООО «СМУ 11»
Исследование проводилось на базе предприятия ООО «СМУ 11». В обследование были включены работник трёх подразделений: монтажники (А), охрана (Б), каменщики (С). Выборка проведённой диагностики составила: 41 работник. В их числе 3 (7,3%) женщины. Все изученные сотрудники работают не меньше 3 лет на предприятии. Основными задачами проводим ...
Описание основных проективных тестов
Тест Роршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так ...
