Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых. Социальный стереотип как психологическое явление
Страница 1

Психологические материалы » Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых » Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых. Социальный стереотип как психологическое явление

Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе "Общественное мнение" (1922 г.) У. Липпман утверждал, что это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социализации. [ ]

В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления.

В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. В частности, швейцарский социальный психолог В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:

1) индивидуально-психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде;

2) представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения;

3) коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях; социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне;

4) идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.

Г. Тэжфел сложил главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми ("произносимыми") и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

В конце 50-х годов в западной научной мысли наибольшую популярность получило определение, предложенное американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом. Стереотип понимался или как "ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы". После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному.

Т. Шибутани, как представитель символически-интеракционистской теории, определяет стереотип как "популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей".

Страницы: 1 2


Теоретические и методологические предпосылки исследования ценностей в личностной сфере человека. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели[1]. В более общих оп ...

Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...

Современные представления о предмете социальной психологии
В последнее время происходит расширение запросов практики, заостряются проблемы сознательного регулирования и управления общественными процессами. Решение возникающих проблем позволяло анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни, в условиях которой человеческий фактор приобретает значительную роль. А ис ...