Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых. Социальный стереотип как психологическое явление
Страница 1

Психологические материалы » Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых » Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых. Социальный стереотип как психологическое явление

Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе "Общественное мнение" (1922 г.) У. Липпман утверждал, что это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социализации. [ ]

В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления.

В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. В частности, швейцарский социальный психолог В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:

1) индивидуально-психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде;

2) представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения;

3) коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях; социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне;

4) идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.

Г. Тэжфел сложил главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми ("произносимыми") и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

В конце 50-х годов в западной научной мысли наибольшую популярность получило определение, предложенное американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом. Стереотип понимался или как "ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы". После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному.

Т. Шибутани, как представитель символически-интеракционистской теории, определяет стереотип как "популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей".

Страницы: 1 2


"Связь как архетип"
Душа важно отражает закон, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя. Всякая психическая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом, следовательно воспитание отталкивает эскапизм, здесь описываетс ...

Формы толерантности
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах: - безразличие (толерантных отношений в такой форме вполне достаточно, когда дело касается различий в обычаях, мнениях, убеждениях) [82, с. 49]. - уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу ...

Типы темперамента
Учитывая все перечисленные свойства, Е.И.Рогов со ссылкой на Я.Стреляу дает следующие характеристики основных классических типов темперамента, которые по ходу рассмотрения будут сопоставляться с другими литературными источниками. САНГВИНИК (по Рогову). Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него ур ...