Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками
Страница 4

Психологические материалы » Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых » Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками

У подростков с линией онтогенеза сложного и трудного жизненного мира (эгоистической направленности личности) развитие идет сложнее по сравнению с другими жизненными линиями онтогенеза. У них непросто складываются отношения со сверстниками: требования к другу всегда выше, чем к себе, важнее получит, чем дать самому. Отношения со взрослыми нередко остроконфликтны, характерна резкая выраженность реакции эмансипации. Но самыми "трудными" являются подростки с линией онтогенеза, отвечающей гедонистической направленности личности. В основном именно с ними связано большинство подростковых проблем. Они наиболее конфликтны со взрослыми, наиболее подвержены влиянию асоциальных групп, а значит и подвержены принятию негативной информации об окружающем мире и о взрослых в частности.

Выводы

1. Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

2. Проблема социального стереотипа рассматривается в различных подходах.

Социально-бихевиористский подход (У. Липман, В. Дуаз, Г. Тэжфел) рассматривает социальный стереотип как устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социализации.

Психологический подход (Кимбалл Юнг, Т.В. Адорно, М. Хоркхаймер) описывает социальный стереотип как ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы.

Символически-интеракционистский подход (Т. Шибутани, Д.К. Дэвис, С.Дж. Бэран) рассматривает социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей.

Феноменологический подход (Э.У. Вайнэки, Р. Таджури) рассматривает социальный стереотип как склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека ставить в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории.

В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С. и др., которые рассматривали стереотип как "образ", "набор качеств". Современные российские ученые (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Сорокин П.А., Ядов В.А. и др.) рассматривают стереотип как комплексное образование и оценивают его содержание не только с негативной стороны.

3. Стереотип подростка о взрослом приобретает отрицательную окраску под влиянием внутренних противоречий и внешних условий. И вполне возможно, что когда взрослые начнут помогать подросткам справляться со своими внутренними конфликтами, идти навстречу, не отталкивать как ненужную вещь, тогда и отношение детей поменяется в лучшую сторону. Их не будут привлекать асоциальные компании, в которых подростки ищут понимания и одобрения в действиях; им не нужно будет совершать противоправные действия, чтобы обратить на себя внимание. Потому что они будут замечены, услышаны, поняты. Ведь это самое важное для детей в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 


Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Сначала ребенок переходит к использованию внешних в ...

Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися
Формирование и развитие позитивной самооценки ребенка - это одна из главных задач учителя. Поэтому педагогически процесс необходимо построить так, чтобы он способствовал развитию личности учащегося. Одним из важных педагогических условий формирования у школьников высокой и обоснованной самооценки является расширение круга его деятельно ...

Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
Я-концепции в младшем школьном возрасте Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения ко ...