Содержание стереотипов восприятия взрослого подросткамиСтраница 2
В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляется в следующих симптомах:
· Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.
· Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
· Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "Тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".
Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?".
Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может. Осознавая это, подросток начинает злиться на всех взрослых, проявлять по отношению к ним агрессию, и он находит свое место в детском сообществе.
В конце ХХ века Форгас и его коллеги сообщили об интересном и важном направлении исследований, посвященных роли эмоции в процессе восприятия другого человека, межгрупповой дискриминации и стереотипных суждениях. Эти исследования указывают на существование соответствующего настроению искажения в подобных суждениях о других людях.
Форгас предполагает, что на стереотипные суждения о других людях, вероятно, менее всего влияют эмоция или настроение, поскольку эти суждения предполагают стратегию прямого доступа – прямое извлечение уже существующей информации. Хотя эта идея еще не проверялась непосредственно, Форгас уверен в этом утверждении. Однако в этих исследованиях не проверялись два момента, относящихся к эмоции, которые, на взгляд Д. Мацумото, важны для процесса стереотипного суждения. Один касается вытеснения негативной эмоции, вызванной несоответствием ожиданий, обусловленных собственными культурными фильтрами, и реальных различий. Второй касается позитивных эмоций процесса стереотипизации, подкрепляющих эти процессы, и ощущения "Я", которое его содержит. Тем самым представляется, что эмоция играет в процессе стереотипизации более важную роль, чем та, которую выявляют текущие исследования.
По мнению Форгаса положительные суждения о человеке складываются вследствие переживания радостных чувств, негативные суждения – вследствие печали; а наиболее сильное переживание бурных эмоций характерно для подросткового возраста, которые зачастую бывают негативными. И, исходя из положения Форгаса, можно предположить, что стереотип восприятия подростком взрослого человека носит отрицательную окраску.
Еще одна роль в формировании стереотипов у подростков отводится фрустрации. Фрустрация – "психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели". Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации (в том числе переносом действий в воображаемый план), снижением сложности поведения (иногда до уровня глубокой агрессии).
Аналитическая психология К.Г.Юнга. Архетип
коллективного бессознательного.
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и соврем ...
Темперамент и деятельность, темперамент и общение
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской ...
Исследование восприятия положения предмета в пространстве
Для этой цели может быть использовано довольно много приемов. Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо .геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемый должен с возможно большей точностью указать, где и как был расположен предъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных ...