Теоретические основы исследования психокоррекции личности педагогически
запущенных детей младшего школьного возраста. Основные
подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагогиСтраница 6
Внешними причинами педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
Можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность [30].
1. Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни [10].
2. Второй фактор, влияющий на развитие педагогической запущенности особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
3. Следующий фактор обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание; своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.
Негативные проявления фактора семьи:
1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
2. Низкий материальный уровень и условия проживания.
3. Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
4. Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
Негативные проявления фактора сверстников:
1. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
2. Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
3. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Негативные проявления фактора школы:
1. Ошибки в организации образовательного процесса.
2. Отношения с учителями.
Негативные проявления одних факторов, могут усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать, уменьшить отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении данной проблемы.
Таким образом, образовательное учреждение в лице специалистов: психолога социального педагога, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.
При определении степени педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:
характер динамики запущенности;
выраженность признаков запущенности;
общая необразованность;
уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников);
Когнитивная регуляция поведения и деятельности человека (Психически-познавательные
процессы). Общее понятие познавательной деятельности человека
Человек является единственным сознательно действующим существом и прежде чем совершить какое-либо действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А приняв решение, он продолжает сопровождать свою практическую деятельность целым набором психически- ...
Понятие агрессии
Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направле ...
Методика исследования
Методики исследования: МИФИ-КАРМА АДУЛТ, МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ.
Описание методик
МИФИ-КАРМА (КАРтина МирА) представляет собой компьютерную методику, которая состоит из объединённых определённым образом методов семантического дифференциала, восьмицветового теста Люшера, цветоассоциативной методики Эткинда. Она была теоретически обоснован ...