Теоретические основы исследования психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагоги
Страница 2

Психологические материалы » Психокоррекция личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста » Теоретические основы исследования психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагоги

Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Она возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей детского учреждения, приводящих к неблагоприятному положению ребёнка в коллективе; как результат депривации.

Вторая стадия педагогической запущенности является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников. Система педагогических мер на этой стадии должна быть направлена на создание нормальных условий воспитания дома и в детских яслях и садах, на развитие внимания, мышления, индивидуальных психологических качеств. Большое значение имеет формирование у ребёнка эмоциональной устойчивости, способности к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками. Желательно овладение ребёнком первыми навыками чтения, счёта, труда и т. п., создание у него верного представления о школе, роли учителя. К ошибкам воспитания относятся обобщающие оценки качеств личности ребёнка по его отдельным поступкам. Переоценка или недооценка им своих способностей мешает формированию адекватного отношения к себе правильно вести себя в период начального школьного бучения.

Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина - отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения одноклассников, отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии, положении в группе. Учащиеся стараются привлечь к себе внимание негативными способами - плохим поведением, невыполнением домашних заданий и т. п. Источником неудач в значит, степени являются недостатки организации учебно-воспитательного процесса в школе. Для предупреждения педагогической запущенности на этом этапе необходимы совместные усилия семьи и школы, направленные на стимулирование познавательной деятельности ребёнка, интереса к учению, организацию свободного времени. Большое значение имеет психол. поддержка учителя, гуманные, товарищеские взаимоотношения в коллективе. Иногда необходимо создание так называемых ситуаций успеха, предусматривающих организацию условий, при которых ребёнок испытывает чувство удовлетворения от достигнутого. Полезно поощрять положит, черты личности учащихся, не выставлять плохих отметок («отсроченная отметка»). Учитель должен избегать публичного осуждения поступков, травмирующего детскую психику. Большими возможностями, препятствующими педагогической запущенности, располагает семья: разумный режим, помощь в выполнении домашних заданий, совместные занятия с детьми и др. Важно, чтобы младшие школьники не были предоставлены самим себе и не попадали бы под отрицательное влияние детей с уже сложившимися негативными качествами личности. Постоянная связь родителей со школой, консультации при необходимости с медицинскими работниками помогают распознать отклонения в поведении школьников, обусловленные перегрузкой и утомлением, причинами неврогенного характера.

Третья и четвёртая стадии педагогической запущенности наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Третья стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Отдельные поступки школьников, связанные с нарушением правил поведения, имеют приемлемый ситуативный характер, т.е. возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (обида на несправедливость со стороны сверстников и воспитателей, неудачи в деятельности и т.п.). Подростки не только переживают последствия своих действий, но и осознают их отрицательный характер, но ещё не умеют предвидеть нежелательные результаты. При слабости воспитательных мер на четвёртой стадии педагогической запущенности антиобщественные тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности и т. п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Часто такое поведение сочетается с искажёнными нравственными представлениями, когда грубость рассматривается как проявление взрослости, хулиганство - как независимость и т. п. Педагогическая запущенность развивается в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса, школы. Их стремление выглядеть взрослыми, независимыми, пользоваться авторитетом среди сверстников в сочетании с незрелостью суждений приобретает при неправильном педагогическом руководстве гипертрофированно-уродливые формы. Формализм во внеурочной работе, отсутствие полезного общения в школьном коллективе, непонимание со стороны взрослых, одноклассников толкают учащихся на поиски контактов в уличных стихийных объединениях. Педагогически запущенные подростки особенно восприимчивы к нежелательному влиянию среды, часто подвержены алкоголизму, наркомании и т. п. Разрыв между притязаниями подростка и его реальными возможностями может способствовать возникновению невротических состояний, осложняющих распознавание причин его поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Физиогномика.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, ...

Образ мира и деятельность человека
По мнению С.Д. Смирнова, образ мира является первичным по отношению к чувственным впечатлениям от воспринимаемого стимула, любой возникающий образ, являясь частью, элементом образа мира в целом, не столько формирует, сколько подтверждает, уточняет его[23]. «Это система экспектраций (ожиданий), подтверждающая объект – гипотезы, на основе ...

Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
Я-концепции в младшем школьном возрасте Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения ко ...