Принципы психологической коррекции педагогической запущенности
Страница 1

Психологическая коррекция понимается как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [34]. Психокоррекцию возможно также применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений» [31], поскольку психологическая коррекция является направленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения-полноценного развития и функционирования индивида».

Психокоррекция — «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются».

В основе психологической коррекции педагогической запущенности лежат принципы комплексного, системного и деятельностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, специфики социально-педагогической ситуации развития, профессиональной компетентности и разделения функций, опоры на положительное в личности ребенка, ориентация на гармонизацию его развития, единства и взаимодополняемости психологических и педагогических методов, соответствие методов целям и содержанию процесса и конкретной психолого-педагогической ситуации, дифференцированный подход.

Важными моментами в психокоррекционной работы являются гуманизм, учет нормативности возрастного развития, а также зоны актуального и ближайшего развития, учет системности развития и интеграции психики, деятельностной коррекции, параллельности коррекционных воздействий на ребенка и его социальную микросреду, принятия ребенком коррекционных воздействий, его включенность в коррекционные мероприятия, рефлексивного подхода к процессу и результатам коррекции.

Методы психокоррекции педагогической запущенности – это способы и приемы специального воздействия на различные сферы личности ребенка, его родителей и педагогов с целью преодоления недостатков и отклонений в его развитии, восстановления в качестве субъекта деятельности, общения и самосознания, реконструкции и нормализации межличностных отношений в микросоциуме и изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка. Эта группа методов определяется по субъекту (психологические и педагогические); по объекту коррекции (направленные на запущенного ребенка и его микросоциум); по предмету коррекции (когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сферы); по цели и содержанию (методы коррекции дисгармоний индивидуально-психологического развития, коррекции субъекта деятельности, общения, самосознания, коррекции родительской и профессиональной компетентности). Для осуществления педагогической коррекции запущенности детей необходимы постоянная работа учителя по снятию напряжения, понимание, доверие, анализ конфликтных ситуаций, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, позитивное стимулирование, авансирование успеха, его создание, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, опережающее консультирование, эмоциональное поглаживание, ожидание завтрашней радости, личностная перспектива ребенка. К методам психокоррекции, используемым в случаях педагогической запущенности детей относят когнитивную тренировку, развитие произвольности поведения, терапию искусством, игровую коррекцию поведения, ролевое научение, коммуникативную игру, статусное перемещение детей, замещение реального партнера по игре, демонстрацию групповой поддержки, снижение зависимости от учителя, десенсибилизацию к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных успехов, отреагирования школьных страхов, психологический массаж, идентификацию и др. [21].

Страницы: 1 2


Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуиров ...

Признаки индивидуально стиля педагога
Одаренный, творческий человек – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. ...

Исследование роли тренинга общения в повышении объема продаж. Особенности тренинговых программ в организациях
Сначала рассмотрим достаточно традиционный путь решения проблем и задач. Перед человеком встает (ставится) какая-либо задача, требующая решения. Для начала необходимо осмыслить ее суть. Традиционно мы обдумываем логику ее построения, отделяем известное оттого, что, собственно, необходимо найти (решить). И начинаем искать пути, часто пут ...