Биографический метод

В психологии он принадлежит к числу самых старых методов изучения личности и закономерностей психического развития человека. Он позволяет проследить основные тенденции становления личности, устойчивые способы реагирования на сходные события, онтогенетическое развитие потребностей и мотивов деятельности, процесс формирования и содержание интересов, качественные проявления самооценки и многое другое. Сущность биографического метода не сводится к простому составлению жизнеописания человека, он предполагает целенаправленное выявление фактов, имеющих психологическое значение. Они могут быть получены различными приемами: в беседе с подэкспертным, его родителями, учителями, товарищами; путем изучения медицинской и педагогической документации; из дневников, писем и тому подобных источников. Обслуживание кондиционеров марки general www.coldfresh.ru.

В основу изучения биографии может быть положена следующая схема.

1. Данные о родителях подэкспертного: профессия, образовательный и культурный уровень каждого из родителей, их образ жизни, степень участия в воспитании детей и применявшиеся методы воспитания.

2. Составе семьи, отношения подэкспертного с родителями, братьями и сестрами. Какое на него влияние оказывали члены семьи.

3. Дошкольный период жизни подэкспертного: сведения о раннем (младенческом) периоде раз(вития, перенесенных заболеваниях, возраст, в котором начал ходить и говорить, посещал ли детские учреждения или же воспитывался дома, какие обнаруживал особенности поведения в этот период, любимые занятия и игры, когда выучился читать, писать и считать, как проходил этот процесс, как складывались отношения с другими детьми.

4. Школьный период жизни подэкспертного: когда начал учиться, как относился к учебным занятиям, «кривая успеваемости» по мере перехода из класса в класс, какие предметы предпочитал и в каких испытывал затруднения, какие обнаруживал интересы и склонности, как складывались отношения с товарищами в школе и учителями, с кем общался вне школы и на какой основе строились эти отношения, данные: об основных особенностях поведения, почему оставил учебу (в том случае, если не окончил школу), чем занимался после оставления школы.

5. Взрослый период: где и когда работал, как часто менял места работы, чем руководствовался при выборе профессии, как относился к своим обязанностям. Отношения в семье. Интересы, склонности, любимые занятия, привычки. Круг людей, с которыми предпочитает проводить свободное время.

Приведенная схема, как нетрудно заметить, может быть дополнена еще многими пунктами и разделами. Мы обращаем внимание на необходимость выяснения только основных обстоятельств, способных при соответствующем анализе дать представление о психическом облике подэкспертного и динамике формирования его личности.

Эксперимент

как общий метод исследования открывает пути к получению весьма обширной и во многих случаях незаменимой информации об индивидуально-психологических особенностях испытуемого. Мы остановимся на кратком описании и характеристике некоторых конкретных методик, разработанных в психологии для исследования детей и взрослых. Как показывает опыт, они пригодны для целей судебно-психологической экспертизы. Подробное изложение содержания методик, процедуры экспериментального исследования и обработки результатов может составить предмет специального пособия. Объем настоящей работы позволяет нам только указать на отдельные методики.


Образ мира – фундаментальное условие психической жизни субъекта
Однако многими исследователями предлагается более широкое понимание образа мира; его представленность на всех уровнях психической организации человека. Так, В.В. Петухов выделяет в образе мира базовые, «ядерные» структуры, отражающие глубинные связи человека и мира, не зависящие от рефлексии, и «поверхностные», связанные с осознанным, ц ...

Понятие темперамента
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы ...

«Чувство как бессознательное»
Чувство иллюстрирует интеракционизм, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Сновидение, в первом приближении, мгновенно представляет собой когнитивный эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Коллективное бессознательное ...