Символический интеракционизм
Наиболее значимым трудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида "Сознание, личность и общество". Она была опубликована через три года после его скоропостижной смерти в 1931 г. В ней изложены его основные социально-психологические концепции. Она была составлена и отредактирована учеником Дж. Мида – известным исследователем С.У. Моррисом, который включил в нее также свою вступительную статью, обобщающую основные идея Мида. Разрабатывая идею Мида уделял особенно большое внимание проблемам "символической коммуникации", т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.
Символический интеракционизм базируется на трех основных предпосылках:
1. Первая предпосылка указывает, что люди действуют в отношении "вещей" на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под "вещами" здесь понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физические предметы; другие люди; социальные категории, например друзья и враги; социальные институты – школы, правительство; идеалы – личная свобода и честность; поступки других людей – их приказы и пожелания; и ситуации, с которым человек сталкивается в своей повседневной жизни.
2. Во второй предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.
3. Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются или возникают в процессе интерпретации человеком окружающих вещей".
Дж. Мид и его последователи исходят их того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид называет "значимыми жестами" или "символами". Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению.
Процессы формирования значений, интерпретации ситуации и другие когнитивные аспекты символической коммуникации занимают большое место в трудах современных символических интеракционистов. Они развивают также положение Дж. Мида о том, что для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью "принять роль другого", т.е. войти в положение того человека, которому адресована коммуникация, и посмотреть на себя его глазами. Только при этом условии, по мнению Мида, индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту, т.е. сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком.
В случае более сложного взаимодействия, в котором участвует группа людей индивиду нужно обобщить позицию большинства ее членов.
Работа по изучению особенностей конструктивного
мышления старших дошкольников. Отбор
и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного
мышления
Конструктивное мышление условно можно разделить на два основных составляющих: конструирование и конструктивное мышление. Мышление - один из важнейших психических процессов. Длительное время считалось, что уровень познавательного развития ребенка всецело связан именно с интеллектом, с мышлением, а остальные психические процессы - память, ...
Психологическая характеристика игр, в которые играют люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, “монополия”. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. П ...
Понятие задачи. Задача как проблема.
Логика вопросов и ответов.
Понятие "задача" относится к числу так называемых интуитивно-ясных понятий. Во всяком случае, распространенное представление на этот счет таково: "Задача есть то, что требует исполнения, разрешения".[1] Можно указать и на такое "крылатое" выражение, принадлежащее К. Марксу: "Задача, которую не надо реш ...
