Причины и условия возникновения конфликтных отношений в деловом общении
Страница 2

Психологические материалы » Психология разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными » Причины и условия возникновения конфликтных отношений в деловом общении

В процессе делового общения между руководителем и подчиненными складываются разные, в том числе и конфликтные ситуации. Это обусловлено тем, что не все сотрудники одинаково относятся к руководителю, в срок и качественно выполняют поручения, соответствующие задания. Конфликты во взаимоотношениях подчиненных сотрудников часто тревожат руководителя фирмы, отдела. В этой ситуации неминуемо выяснение отношений, долгие нелицеприятные разговоры, сопровождающиеся немалой эмоциональной напряженностью.

Можно выделить несколько типов конфликтов в организации, в деловом общении:

1) конфликты, представляющие собой реакцию на пре­пятствия достижению основных целей трудовой деятельности;

2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности;

3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности;

4) сугубо личные конфликты между работникам, которые обуслов­лены несовместимостью индивидуальных психологических ха­рактеристик, резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

В реальной де­ятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представ­ляющие собой сочетания нескольких из указанных типов.

По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга) и вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого), а также смешанные (представленные и «вертикально», и «горизонтально»).

По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Деструктивный конфликт возникает тогда, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению целей. К ним относятся повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе; неудовлетворенность; плохое состояние духа и, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности; препятствие осуществлению перемен и внедрению нового; сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами; увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения и взаимодействия и общения; крайне дисфункциональные, эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте; снижение дисциплины; ухудшение социально-психологического климата в коллективе; представление о побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

Страницы: 1 2 


Психологическая характеристика деятельности. Общие понятия деятельности и ее психологической структуре.
В современном обществе возросла роль психологических значений, раскрывающих особенности деятельности человека. Сложилась даже специальная отрасль психологических значений – «психология труда» (психология трудовой деятельности). В рамках этой научной дисциплины изучаются общие вопросы трудовой деятельности человека, зависимость результат ...

Лидерство и качества руководителя.
В результате обследования сотен лучших руководителей психологи выделяют следующие лидерские качества: ü волевой - способен преодолевать препятствия на пути к цели; ü настойчив - умеет разумно рисковать; ü терпелив - готов долго и хорошо выполнять однообразную и неинтересную работу; ü инициативен - предпочитает ра ...

Приложения
Приложение 1 Примерная схема изучения психологии интересующего лица I. Условия жизни интересующего лица: · место жительства, · жилищные условия, · социальное положение, профессия, · состав семьи (женат, имеет детей), · материальное положение семьи, · физическое здоровье, · психическое здоровье, · физическое здоровье членов сем ...