Психодиагностика: понятие, цели, методы
Страница 1

В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них:

· Психодиагностика – это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека.

· Психодиагностика – это наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки психологического диагноза.

· Психодиагностика – это особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям личности[1].

В психодиагностических процедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован, практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Психодиагностические процедуры должны иметь измерительно-исследовательскую направленность на получение количественных и качественных характеристик. Выделяют три основных метода в реализации психодиагностики:

1. Объективный подход (оценка успешности реальной или моделируемой деятельности).

2. Субъективный подход (на основании сведений, сообщаемых обследуемым о себе, самоотчет, самоанализ).

3. Проективный подход (на основании анализа поведения или деятельности в неопределенной ситуации).

Психолог, проводя диагностическое обследование клиента, должен иметь в виду, что необходимо определить цель диагностирования, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, получить данные и провести отбор особенно важных материалов, создать психологический портрет, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации.

При проведении психодиагностической работы психолог сам выбирает методики диагностической технологии, но он должен соблюдать определенные этические нормы, такие как:

· Защита интересов клиента: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными.

· Ознакомление обследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможности корректировки этих результатов.

· Профессиональная компетентность психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов, в том числе нормативов, встречающихся в литературе; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик; сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.

Важной предпосылкой спешной психодиагностической работы является правильное выделение предметной области изучения. Она определяется следующим: представлениями об объекте изучения, в качестве которого могут выступать как человек, так и процессы, взаимосвязи и явления; полнотой учета задач и потребностей практики; знанием предметных областей психологической науки; степенью овладения теорией и практикой применения психодиагностических процедур.

Расширение этой области обеспечивается внедрением в практику деятельности психолога эффективного диагностического инструментария, правильным взаимодействием и взаимоотношениями должностных лиц с персоналом. Такой подход позволяет сформировать системное видение изучаемого объекта и выделить в нем многоуровневый взаимосвязанный характер реальных процессов и явлений.

Психофизиологический уровень.

Определяется необходимостью учета психофизических особенностей клиентов и степени соответствия этих особенностей требованиям конкретной профессиональной деятельности. Особенности условий труда, в которых выполняются функции, порой предъявляют трудно компенсируемые требования к необходимым качествам специалиста. В их основе лежат свойства нервной системы: сила, динамичность, подвижность. Так, определенные показатели устойчивости, переключаемости внимания, скорости протекания мыслительных процессов, объема памяти и т.д. могут явиться противопоказаниями для занятия каким-либо видом профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2


Способы лечения и профилактики
Что должны предпринять родители при развитии у ребенка тех или иных симптомов невроза или психопатических проявлений? Прежде всего следует получить консультацию психоневролога. После обследования он подскажет правильную тактику поведения по отношению к ребенку и назначит необходимое лечение с помощью лекарственных средств (в основном п ...

Классификация ролей
В работах, посвященных ролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей по различным критериям. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательны ...

Подходы к понятию и диагностике акцентуаций характера у подростков
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер"). Характер человека ...