Психодиагностика: понятие, цели, методы
Страница 1

В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них:

· Психодиагностика – это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека.

· Психодиагностика – это наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки психологического диагноза.

· Психодиагностика – это особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям личности[1].

В психодиагностических процедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован, практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Психодиагностические процедуры должны иметь измерительно-исследовательскую направленность на получение количественных и качественных характеристик. Выделяют три основных метода в реализации психодиагностики:

1. Объективный подход (оценка успешности реальной или моделируемой деятельности).

2. Субъективный подход (на основании сведений, сообщаемых обследуемым о себе, самоотчет, самоанализ).

3. Проективный подход (на основании анализа поведения или деятельности в неопределенной ситуации).

Психолог, проводя диагностическое обследование клиента, должен иметь в виду, что необходимо определить цель диагностирования, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, получить данные и провести отбор особенно важных материалов, создать психологический портрет, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации.

При проведении психодиагностической работы психолог сам выбирает методики диагностической технологии, но он должен соблюдать определенные этические нормы, такие как:

· Защита интересов клиента: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными.

· Ознакомление обследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможности корректировки этих результатов.

· Профессиональная компетентность психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов, в том числе нормативов, встречающихся в литературе; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик; сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.

Важной предпосылкой спешной психодиагностической работы является правильное выделение предметной области изучения. Она определяется следующим: представлениями об объекте изучения, в качестве которого могут выступать как человек, так и процессы, взаимосвязи и явления; полнотой учета задач и потребностей практики; знанием предметных областей психологической науки; степенью овладения теорией и практикой применения психодиагностических процедур.

Расширение этой области обеспечивается внедрением в практику деятельности психолога эффективного диагностического инструментария, правильным взаимодействием и взаимоотношениями должностных лиц с персоналом. Такой подход позволяет сформировать системное видение изучаемого объекта и выделить в нем многоуровневый взаимосвязанный характер реальных процессов и явлений.

Психофизиологический уровень.

Определяется необходимостью учета психофизических особенностей клиентов и степени соответствия этих особенностей требованиям конкретной профессиональной деятельности. Особенности условий труда, в которых выполняются функции, порой предъявляют трудно компенсируемые требования к необходимым качествам специалиста. В их основе лежат свойства нервной системы: сила, динамичность, подвижность. Так, определенные показатели устойчивости, переключаемости внимания, скорости протекания мыслительных процессов, объема памяти и т.д. могут явиться противопоказаниями для занятия каким-либо видом профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2


Когнитивное развитие в подростковом возрасте
Когнитивное развитие включает как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти процессы взаимосвязаны. Решение проблем происходит эффективнее, когда у человека имеется большой запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более по ...

Особенности развития словообразовательной и фонетической стороны речи дошкольника
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления [13 ...

Ориентировочный инстинкт эмоций
Другая биологически целесообразная функция эмоций заключается в оценке происходящего вокруг – это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или яр ...