Психодиагностика: понятие, цели, методы
Страница 1

В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них:

· Психодиагностика – это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека. http://remontsti.ru ремонт стиральных машин в спб.

· Психодиагностика – это наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки психологического диагноза.

· Психодиагностика – это особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям личности[1].

В психодиагностических процедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован, практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Психодиагностические процедуры должны иметь измерительно-исследовательскую направленность на получение количественных и качественных характеристик. Выделяют три основных метода в реализации психодиагностики:

1. Объективный подход (оценка успешности реальной или моделируемой деятельности).

2. Субъективный подход (на основании сведений, сообщаемых обследуемым о себе, самоотчет, самоанализ).

3. Проективный подход (на основании анализа поведения или деятельности в неопределенной ситуации).

Психолог, проводя диагностическое обследование клиента, должен иметь в виду, что необходимо определить цель диагностирования, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, получить данные и провести отбор особенно важных материалов, создать психологический портрет, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации.

При проведении психодиагностической работы психолог сам выбирает методики диагностической технологии, но он должен соблюдать определенные этические нормы, такие как:

· Защита интересов клиента: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными.

· Ознакомление обследуемых с результатами исследования с предоставлением им возможности корректировки этих результатов.

· Профессиональная компетентность психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов, в том числе нормативов, встречающихся в литературе; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик; сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.

Важной предпосылкой спешной психодиагностической работы является правильное выделение предметной области изучения. Она определяется следующим: представлениями об объекте изучения, в качестве которого могут выступать как человек, так и процессы, взаимосвязи и явления; полнотой учета задач и потребностей практики; знанием предметных областей психологической науки; степенью овладения теорией и практикой применения психодиагностических процедур.

Расширение этой области обеспечивается внедрением в практику деятельности психолога эффективного диагностического инструментария, правильным взаимодействием и взаимоотношениями должностных лиц с персоналом. Такой подход позволяет сформировать системное видение изучаемого объекта и выделить в нем многоуровневый взаимосвязанный характер реальных процессов и явлений.

Психофизиологический уровень.

Определяется необходимостью учета психофизических особенностей клиентов и степени соответствия этих особенностей требованиям конкретной профессиональной деятельности. Особенности условий труда, в которых выполняются функции, порой предъявляют трудно компенсируемые требования к необходимым качествам специалиста. В их основе лежат свойства нервной системы: сила, динамичность, подвижность. Так, определенные показатели устойчивости, переключаемости внимания, скорости протекания мыслительных процессов, объема памяти и т.д. могут явиться противопоказаниями для занятия каким-либо видом профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2


Психологические особенности подростков, «дающих» социально желательные ответы и их причины. Социально желательные ответы как психологический феномен
Социальная желательность - фактор, искажающий самоотчеты (ответы на пункты личностных опросников) путем увеличения частоты тех ответов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете [3, 275]. Влияние социальной желательности необходимо учитывать при разработке любых опросн ...

Профилактика склонности у подростков к социально желательным ответам. Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответам
В практической части нашей работы поставлена задача – выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому. Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1». Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожност ...

Экспериментальное исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжит ...