Психодиагностика: понятие, цели, методы
Страница 2

Психологический уровень.

Определяется закономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которые проявляются в его деятельности и поведении. Их диагностика позволяет достоверно определить цели, мотивы, потребности, интересы, склонности, способности, черты характера конкретного человека.

Социально-психологический уровень.

Определяется закономерностями явлений психики, обусловленными включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.д.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды (межличностные отношения, традиции, конкурентность, сплоченность, психологический климат, общественное мнение, групповое настроение и т.д.).

Следует иметь в виду, что некоторые показатели нельзя безоговорочно отнести к только одному из уровней. Допустим, устойчивость внимания может характеризовать наличие этого феномена не только на уровне индивидуальных состояний, но и на уровне свойств психики клиента. Поэтому многие из явлений, изучаемых психологом, могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Изучение психических явлений осуществляется с помощью различных психологических методов исследования: наблюдений, опросов, тестирования, экспериментов и других известных способов познания.

Практика психодиагностики показывает, что для успешного психологического тестирования важно избрать наиболее эффективный исследовательский инструментарий. В психологии существует несколько классификаций методов психологического исследования. В качестве примера рассмотрим классификацию Б.Г. Ананьева[2].

Методы делятся на: организационные, эмпирические, обработки экспериментальных данных, интерпретации данных.

Организационные методы

(определяют стратегию на всех этапах исследования):

1. Сравнительный. Наиболее характерной его чертой является сравнение различий в пределах одного (или близкого) возраста.

2. Лонгитюдный. Исследуются различия по определенному признаку в пределах значительного отрезка времени (не меньше одного года).

3. Комплексный. Ориентирован на создание разноуровневой концепции, требует установления взаимосвязей между факторам исследования координационных связей. Дает возможность прогнозирования развития ситуации.

Эмпирические методы:

1. Обсервационные. Методы наблюдения и самонаблюдения.

2. Экспериментальные. Лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический (обучающий).

3. Праксиметрические (приемы анализа деятельности и ее продуктов): составление профессиограммы, циклография (анализ деятельных циклов – последовательностей операций), оценка результатов деятельности.

4. Психодиагностические. Стандартизованные тесты, анкеты, интервью, беседа.

5. Методы моделирования: математическое моделирование, кибернетическое моделирование.

6. Биографический (анализ факторов и событий жизненного пути).

Методы обработки экспериментальных данных:

1. Количественные методы (статистическая обработка данных).

2. Качественные методы (дифференцирование и обобщение материала по качественным параметрам).

Методы интерпретации данных:

1. Генетический путь – определение закономерностей изменения параметров.

2. Структурный путь – построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношений между факторами).

При психодиагностической работе психологу важно обеспечить условия, позволяющие ему достичь намеченных целей. Здесь не обойтись без тесного контакта с клиентом. В круг задач психолога входит также обеспечение неукоснительного соблюдения инструкций проведения исследования. Он обязан строго соблюдать конфиденциальность психодиагностической информации, своевременно предупреждать испытуемого о том, в каких целях она будет использоваться. Психолог должен надежно хранить профессиональную тайну, т.е. не передавать лицам, не уполномоченным вести диагностику, инструктивных материалов, не раскрывать секретов методик, обусловливающих их пригодность. При интерпретации результатов его задача – рассматривать наряду с наиболее вероятной и противоположную гипотезу, соблюдая при этом принцип, аналогичный «презумпции невиновности», используемой в юридической практике. Дело профессиональной чести психолога препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностики[3].

Страницы: 1 2 


Теоретические основы исследования психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагоги
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста. Изучением данной проблематики занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, С.А. Беличева, П.П. Блонский, Г.П. Вельский, В.П. Кащенко, И.В. Козубовская, Э.Г. Костяшкин, С.С. Моложавый, ...

Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.
Понятие конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. История человеческой цивилизации насыщена разного рода кон­фл ...

"Почему непрерывно действие?"
Восприятие отражает гендерный архетип, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Психоанализ вызывает конфликтный кризис, следовательно, основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздраж ...