В транзактном анализе

Был создан Э.Берном. Цель в помощи участникам избавиться от “сценариев” и “игр” в своих отношениях. Заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием.

АНАЛИЗ "СЦЕНАРИЕВ". В реальности каждый из нас обладает любимой позицией, пользуясь которой мы действуем в условиях стресса, и каждую из позиций мы в той или иной мере используем ежедневно.

Личный жизненный сценарий - это бессознательный жизненный план, который был сформирован в детстве, закреплен родителями и "утвержден" жизненными обстоятельствами. Этот сценарий развивается на ранних этапах жизни как результат родительских уроков, таких как запреты и контрзапреты, и ранних решений. Из этих решений выбирается базовая психологическая позиция или драматическая роль, которую мы будем играть в нашем сценарии. По сути, жизненный сценарий - это что-то вроде проекта, который говорит людям, куда они идут по жизни и что делать, когда они достигнут цели.

Благодаря приему, известному в транзактном анализе как "анализ сценария", ТА-группы помогают своим участникам осознать, как они приобрели жизненный сценарий, и более ясно осознать свою роль в нем.

Анализ жизненного сценария основывается на представлении родительской семьи. Через процесс воплощения на групповой сессии отдельных элементов сценария члены группы узнают о запретах, о решениях, об играх. Консультант просит членов группы разыграть ситуацию, которая, вероятно, произошла бы, если бы члены его семьи оказались на сцене.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Игра - это продолжительная серия транзакций (базовые единицы коммуникации, состоящие из обмена поглаживания), которая заканчивается негативным вознаграждением и некоторой выгодой от неприятных чувств, которые предусмотрены сценарием. Берн собрал антологию игр, которые основаны на трех позициях: преследователь, спаситель и жертва.

Групповая ситуация обеспечивает идеальную среду для осознания тех способов, с помощью которых выбирается стратегия игр, позволяющих избежать искренних контактов с другими и выбрать такие формы мышления, поведения и чувствования, которые приводят к поражению. Члены группы могут начать с использования игр, в которые они играют в группе, для понимания того, что, несмотря на иллюзию близости, которую дает игра, ее реальным эффектом становится увеличение дистанции между людьми. Позднее, по мере того как члены группы осознают более тонкие аспекты игры, они начнут осознавать, что игра предохраняет от сближения с людьми. Если член группы решит, что он хочет быть ближе к людям, он должен отказаться от игр.

Целью группового процесса является предоставление шанса, возможности отказаться от игр и реагировать честно, не ожидая скрытого вознаграждения.


Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы
Так, достаточно часто назначается судебно-психологическая экспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения преступления. В уголовном праве используется термин "сильное душевное волнение", вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего и считается смягчающим ответс ...

Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Тема конструктивного мышления является практически не исследованной в современной науке. Поэтому точного определения понятия пока не существует. А значит для этого необходимо разобрать суть его основных составляющих: мышления и конструктивной деятельности. "Мышление - есть ассоциация". И.П. Павлов. Мышление (thinking) - множ ...

Вред алкоголя и курения на организм подростков
Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт, или этанол, или винный спирт – бесцветная, летучая, воспламеняющаяся жидкость, которая смешивается с водой в любых соотношениях. Различные спиртные напитки содержат разное количество чистого спирта: пиво – 2-6 %, сухое вино – 7-12 %, водка – 40 %, ликеры и ром – 30-40 %; от э ...