Когнитивная теория Ж.Пиаже

Теория Ж. Пиаже противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и структурам, которые они уже имеют, конструируя знания из собственного опыта. Развитие познавательных способностей не тождественно обучению, оно имеет свою собственную, внутреннюю логику. Он считал поэтому, что обучение должно строиться в соответствии с определенным уровнем развития.

Разработанная Ж. Пиаже теория когнитивного развития имеет глубокие биологические корни и построена на предпосылках, которые должны действовать по отношению ко всем формам жизни. Самая важная особенность всех живых организмов состоит в способности удерживать свое внутреннее состояние, свою организацию в состоянии равновесия, вопреки внешним воздействиям. Поэтому всякая активность организмов, в том числе когнитивная, понимается Пиаже как адаптивная в том смысле, что служит целям саморегулирования. Дело даже не столько в том, что конкретные когнитивные структуры имеют адаптивное значение, главное состоит в том, что их внутренняя динамика имеет адаптивный характер и подчинена закону достижения равновесия на каждом новом этапе развития.

Таким образом, теория Ж. Пиаже базируется на следующих основных принципах:

(1) Принцип конструктивизма («динамического кантианизма»). Конструирование познания и конструирование действительности – два аспекта единого процесса. Как пишет Пиаже, «разум … организует мир, в процессе организации самого себя».

(2) Принцип стадиальности. Когнитивное развитие человека в онтогенезе проходит качественно различные стадии.

(3) Принцип равновесия. Процесс когнитивного развития есть процесс возрастания внутренней организации, достижения нового уровня равновесия.


Психологические особенности подростков, «дающих» социально желательные ответы и их причины. Социально желательные ответы как психологический феномен
Социальная желательность - фактор, искажающий самоотчеты (ответы на пункты личностных опросников) путем увеличения частоты тех ответов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете [3, 275]. Влияние социальной желательности необходимо учитывать при разработке любых опросн ...

Введение.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, ду ...

Заключение.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщен­ных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мо­тив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личност ...