Определение Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам исследования
Страница 1

Психологические материалы » Особенности Я-концепции сирот из интерната » Определение Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам исследования

Традиционно в отечественной психологии проблема “Я-концепции” рассматривается как одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Когнитивный компонент общей самооценки является «образом-Я», «картиной-Я», аффективный компонент общей самооценки — самопринятием (2). https://multivari.ru купить автоматические кофемашины для зернового.

Актуальность исследования состоит в том, что важное значение в самостоятельной жизни каждого человека играет становление я-концепции в подростковом и юношеском возрасте, которая во многом определяет жизненные приоритеты и развитие личности в целом. Особое значение приобретает эта проблема у детей жителей интерната, поскольку статистика показывает, что значительный процент выпускников интерната оказывается дезадаптированным к самостоятельной жизни, наблюдается большая вероятность проявления асоциального поведения с высокой степенью агрессивности.

Объект исследования –дети – жители интерната

Предмет исследования – я-концепция детей-жителей интерната

В данном исследовании выдвинуты следующие гипотезы

1. уровень самооценки у детей-сирот характеризуется неадекватными значениями, в основном с тенденцией к заниженности, в целом сироты страдают от неуверенности в себе, имеют размытые, часто противоречивые самооценки

2. Становление я-концепции у детей-сирот, проживающих в интернате, зависит от специфических условий жизнедеятельности в детском доме, и находится в прямой связи с условиями воспитания личности ребенка.

3. Весомое значение играет психотравмирующие события его жизни, связанные с потерей семьи.

В зависимости от условий воспитания и степени принятия могут формироваться негативные черты личности подростка, которые могут вызывать трудности в дальнейшей его жизни.

Исследование проведено на базе общеобразовательной школы, Дома музыкально-художественного воспитания, и обычного интерната с обычными условиями для закрытых детских учреждений

В исследовании решены задачи

На втором этапе – изучена оценка самопринятия детей, воспитывающихся в неблагоприятной ситуации развития, роль ценностно-смысловых структур личности для развития позитивной или негативной Я-концепции (общей самооценки). При этом определена значимость некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самопринятие ребенка, воспитывающегося в условиях психической депривации.

Необходимо выделить еще один момент данного исследования. Речь идет о психологической травме ребенка из детского дома, связанной с утратой семьи, что сопоставимо с проблемой переживания смерти родителей, представленной в ряде психологических исследований (1). Кроме того, воспитатели учреждений закрытого типа становятся носителями негативных сценариев для своих воспитанников, подкрепляя разрушительные детские фантазии о своей жизни.

Диагностический инструментарий данного исследования представлял набор следующих методик:

На втором этапе применялся ряд следующих методик:

1.Техника репертуарных решеток (ТРР) — используется для изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредствующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Также ТРР используется для изучения идентификаций личности (16).

2.КИСС — косвенное измерение системы самооценок — методика, разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой, основана на ранжировании проективного материала. КИСС позволяет не только реконструировать индивидуальную систему ценностей, но и определить эмоционально-ценностное отношение к себе — самопринятие (8), (15).

3.Техника «рассказывание историй» используется в психологических исследованиях для изучения личности ребенка, с помощью нее выявляются переживания и фантазии ребенка о реальной жизни (4).

4.Биографический метод, который в данном варианте был представлен как достаточно формальная схема жизнеописания ребенка, воссозданная на основе документально подтвержденных фактов.

Страницы: 1 2 3


Роль коммуникативных качеств в управлении конфликтами
Одна из главных причин кризиса, переживаемого нашим обществом, состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми - участниками различных сфер жизнедеятельности разного уровня и разного характера. Поэтому вопрос согласования взаимодействия - один из самых актуальных. Почти каждая общественная гуманитарная дисциплина имеет разделы, посвя ...

Теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Подходы к типологизации личности в профессиональной
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуа ...

Становление понятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского.
1. Прежде всего следует иметь в виду, что Л.С. Выготского отличало четкое марксистское историко-социологическое понимание деятельности и ее роли в общественно-историческом развитии человека. Это понимание сложилось у него еще до разработки культурно-исторической теории и выразилось, в частности, в его подходе к социогенезу психических ф ...