Определение Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам исследования
Страница 2

Психологические материалы » Особенности Я-концепции сирот из интерната » Определение Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам исследования

Ключевой методикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемой явилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуре личности.

Косвенное, закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полно возможно с включением КИСС в экспериментальную программу. В исследовании участвовали следующие четыре группы детей:

1.Воспитанники обычного детского дома (15 человек) — младшие школьники и подростки из детского дома с обычными условиями для за- крытых детских учреждений:

• наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов,

• постоянное включение ребенка в группу (спальные комнаты на 12-16 человек, учебные комнаты на 30 человек),

• ограничение жизненного пространства схемой детский дом — школа,

• фактическое отсутствие «личной среды» (минимум личных вещей),

• отсутствие контактов с родственниками.

2.Воспитанники детского дома музыкально-художественного воспитания (ДМХВ) (15 человек) — младшие школьники и подростки. Специфика условий содержания детей в данном детском закрытом учреждении заключается в следующем:

• мягкий временной режим, связанный с индивидуальным графиком занятий музыкой, живописью, танцами,

• индивидуальная ответственность за выполнение режима,

• наличие условий для развития социальных навыков: самостоятельное передвижение ребенка по городу для обучения в специализированных школах города,

• присутствие личной среды (наличие собственной — не «казенной» —одежды, игрушек, книг), личного пространства (спальни на 2-6 человек, выполнение уроков индивидуально, контроль воспитателя);

• контакты с родственниками (в выходные и каникулы).

3.Дети из семьи (15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности.

4.Дети из семьи, обучающиеся в школе искусств (15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся специализированной школы искусств (специализация — музыка, живопись, танцы).

Рассмотрим показатели самопринятия, полученные при помощи КИСС, в различных группах испытуемых (табл. 1).

Очевидно, что показатели самопринятия у детей из семьи значительно выше (различия достоверны на уровне 0,01), хотя и не достигают порога, описываемого в литературе как «необходимый» для благоприятного развития личности (8). В свою очередь показатели самопринятия воспитанников детского дома можно характеризовать как критические. Чтобы более дифференцированно рассмотреть проблему развития самопринятия в различных условиях воспитания, проанализируем показатели самопринятия у воспитанников детских домов и у детей из семьи в подгруппах «обычных» детей и «одаренных», т.е. тех, кто находится в ситуации развития способностей. Сравнение средних величин показателей самопринятия свидетельствует, что самопринятие у воспитанников ДМХВ выше, чем у воспитанников обычных детских домов (различия достоверны на уровне 0,05). Сравнение величин дисперсий, характеризующих величину колебания данных относительно среднего, показывает, что по количественным показателям самопринятия воспитанники обычных детских домов дают большую амплитуду колебаний показателей, чем воспитанники ДМХВ, у которых показатели самопринятия более однородны.

Таблица 1. Показатели самопринятия у младших школьников и подростков из семьи и детского дома

Группы испыгуеглых

Воспитывающиеся

в семье

в детском доме

S

σ

S

σ

Младшие школьники

-0,03

0,28

0,29

0,26

Подростки

0,18

0,36

0,29

0,28

Итоговая недифференцированная группа

0,04

0,39

0,29

0,25

Из богатой культурной среды

0,15

0,26

0,27

0,25

Из обычной культурной среды

-0,03

0,36

0,31

0,19

Примечание. s — показатель самопринятия (-1)

-1<5<1).

Страницы: 1 2 3


Введение. Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности. Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, ...

Определение девиантного поведения
Что же такое девиантное поведение? Вот какие формулировки девиантного поведения можно встретить в различных словарях: Отклоняющееся (девиантное) поведение — действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения. Выражается в несоблюдении требований социальной нормы, выборе ин ...

Описание основных проективных тестов
Тест Роршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так ...