Определение
Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении
с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам
исследованияСтраница 2
Ключевой методикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемой явилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуре личности.
Косвенное, закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полно возможно с включением КИСС в экспериментальную программу. В исследовании участвовали следующие четыре группы детей:
1.Воспитанники обычного детского дома (15 человек) — младшие школьники и подростки из детского дома с обычными условиями для за- крытых детских учреждений:
• наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов,
• постоянное включение ребенка в группу (спальные комнаты на 12-16 человек, учебные комнаты на 30 человек),
• ограничение жизненного пространства схемой детский дом — школа,
• фактическое отсутствие «личной среды» (минимум личных вещей),
• отсутствие контактов с родственниками.
2.Воспитанники детского дома музыкально-художественного воспитания (ДМХВ) (15 человек) — младшие школьники и подростки. Специфика условий содержания детей в данном детском закрытом учреждении заключается в следующем:
• мягкий временной режим, связанный с индивидуальным графиком занятий музыкой, живописью, танцами,
• индивидуальная ответственность за выполнение режима,
• наличие условий для развития социальных навыков: самостоятельное передвижение ребенка по городу для обучения в специализированных школах города,
• присутствие личной среды (наличие собственной — не «казенной» —одежды, игрушек, книг), личного пространства (спальни на 2-6 человек, выполнение уроков индивидуально, контроль воспитателя);
• контакты с родственниками (в выходные и каникулы).
3.Дети из семьи (15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности.
4.Дети из семьи, обучающиеся в школе искусств (15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся специализированной школы искусств (специализация — музыка, живопись, танцы).
Рассмотрим показатели самопринятия, полученные при помощи КИСС, в различных группах испытуемых (табл. 1).
Очевидно, что показатели самопринятия у детей из семьи значительно выше (различия достоверны на уровне 0,01), хотя и не достигают порога, описываемого в литературе как «необходимый» для благоприятного развития личности (8). В свою очередь показатели самопринятия воспитанников детского дома можно характеризовать как критические. Чтобы более дифференцированно рассмотреть проблему развития самопринятия в различных условиях воспитания, проанализируем показатели самопринятия у воспитанников детских домов и у детей из семьи в подгруппах «обычных» детей и «одаренных», т.е. тех, кто находится в ситуации развития способностей. Сравнение средних величин показателей самопринятия свидетельствует, что самопринятие у воспитанников ДМХВ выше, чем у воспитанников обычных детских домов (различия достоверны на уровне 0,05). Сравнение величин дисперсий, характеризующих величину колебания данных относительно среднего, показывает, что по количественным показателям самопринятия воспитанники обычных детских домов дают большую амплитуду колебаний показателей, чем воспитанники ДМХВ, у которых показатели самопринятия более однородны.
Таблица 1. Показатели самопринятия у младших школьников и подростков из семьи и детского дома
Группы испыгуеглых |
Воспитывающиеся | |||
в семье |
в детском доме | |||
S |
σ |
S |
σ | |
Младшие школьники |
-0,03 |
0,28 |
0,29 |
0,26 |
Подростки |
0,18 |
0,36 |
0,29 |
0,28 |
Итоговая недифференцированная группа |
0,04 |
0,39 |
0,29 |
0,25 |
Из богатой культурной среды |
0,15 |
0,26 |
0,27 |
0,25 |
Из обычной культурной среды |
-0,03 |
0,36 |
0,31 |
0,19 |
Примечание. s — показатель самопринятия (-1 -1<5<1). |
Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в
предложении
Подготовка исследования
Методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:
1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…
2. Если зимой будет сильный мороз, то…
3. Если взлететь высоко как птица, то…
4. Мальчик заболел, у него поднялась темпер ...
История создания проективных личностных тестов
Наибольшее распространение получили два основных типа личностных тестов. Старейшими из них являются проективные тесты. Тестируемым дается некий неопределенный образ – изображение какой-нибудь сцены, чернильная клякса или незаконченная фраза, – после чего им предлагается придумать историю, связанную с этой сценой, сказать, на что похоже ...
5. К взаимопомощи
4,1
4,2
4,4
4,2 ...