Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
Страница 3

Психологические материалы » Дети растущие в неполных семьях » Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей

Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом и неполной семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль неполной семьи в том, чтобы определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для неполной семьи. При заключении такого договора стороны несут моральные обязательства. Совместная работа над договором поощряет неполную семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж – одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.[10]

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-лог ...

Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина пред­ставляла как смену нескольких целостных форм общения. Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется сле­дующими параметрами: В результате исследований были выделены четыре основ­ные формы общени ...

Наблюдения и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей ...