Фрейд как основатель ложной теории и практики
Страница 1

Психологические материалы » Фрейд как основатель ложной теории и практики

Наверное, трудно найти в сфере психологии более скандальную и резонансную теорию, чем психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Она довольно быстро вышла за рамки собственно науки, оказав огромное влияние на культуру и искусство ХХ века. Фрейда сразу записали в свои «крестные отцы» художники-сюрреалисты, Джим Моррисон из рок-группы DOORS открыто спел про Эдипов комплекс, психоаналитическими образами полны фильмы Л. Бунюэля и А. Паркера. Да и многих рядовых граждан ныне не удивишь словечками вроде «либидо» или «сублимация». Одни возносят теорию Фрейда до небес, другие обвиняют во всех смертных грехах. Немало ученых считают научную базу этой теории весьма сомнительной, а религиозные деятели видят в ней опасное чернение человеческой натуры. Одно не подлежит сомнению: уже более ста лет психоанализ остается популярным и не перестает будоражить умы.

Фрейдовский психоанализ, соответствующие клинические методы, стратегии интерпретаций и теория развития были подробно описаны в десятках публикаций Зигмунда Фрейда на протяжении 45 лет. Структура монументального наследия Фрейда стала темой тысяч критических статей, и сам Фрейд по-прежнему остается одним из самых популярных героев для биографов. Однако, несмотря на такое количество написанного, эффективность терапевтических методов Фрейда и адекватность его теорий остаются источником для оживленных споров.

С самого детства Зигмунд Фрейд столкнулся с большой ложью. Когда ему было 3,5 года, у него появилась сестра Анна, которую, однако, зачал не его отец, а его сводный брат, Филипп. Затем десятилетний Зигмунд стал свидетелем еще одного семейного скандала. Его дядя, Иосиф, был осужден на десять лет тюрьмы за изготовление фальшивых денег. К фальшивомонетничеству был причастен всё тот же Филипп и, очевидно, мать Зигмунда, Амалия, которая с 1851 по 1856 гг. находилась в интимной связи с ним.

Понятно, что дом, в котором происходили подобные события, окутан атмосферой непорядочности. Преступный авантюризм и сексуальная распущенность, наблюдавшиеся в роду Фрейдов, по наследству передались и маленькому Зигмунду; на всем его последующем творчестве лежат два этих родовых пятна. Обо всём этом более подробно можно узнать из книги «Правда о Фрейде и психоанализе»[1].

После посещения начальных классов частной школы Фрейд в 1865 г. поступил в Леопольдштадтскую гимназию, где проявил большие способности к литературному творчеству и заучиванию иностранных языков, но к точным и опытным наукам таланта не имел. Поэтому, поступив на медицинское отделение Веского университета, амбициозный молодой человек вскоре потерял интерес к учебе, которая сводилась в основном к изучению химии, гистологии, физиологии и зоологии. В двадцать лет он поступил работать демонстратором в Физиологический институт Брюкке, где быстро сблизился с профессором Эрнстом Флейшлем и известным в городе врачом Йозефом Брейером. По ходатайству Брейера в середине 1878 г. 22-летний Фрейд устроился домашним врачом в дом Паппенхеймов. В течение 4,5 лет Берта находилась под его неусыпным наблюдением. С лета 1879 по лето 1880 г. Фрейд был приписан к гарнизонному госпиталю, но большую часть своего свободного времени он проводит с Бертой. Буквально на следующий месяц, в июне 1880 г. у Берты появляются первые симптомы истерии. Летом 1882 г. нервно-психическое расстройство приобрело настолько угрожающие формы, что ее пришлось поместить в психиатрическую лечебницу, находящуюся вдали от Вены. Ее намеренно отвезли подальше от дома, на границу Германии и Швейцарии, чтобы изолировать как от Флейшля, так и Фрейда, который проявлял к ней не только медицинский интерес.

В лечении Берты, кроме него и Брейера, принимал участие всё тот же профессор Флейшль. Красивая и обаятельная Берта без памяти влюбилась в профессора, а он, разумеется, в нее. Неопытный врач, каким тогда был молодой Фрейд, из-за мучительной ревности к своему университетскому другу больше калечил девушку, делая ей инъекции морфина, чем по-настоящему лечил. Молодому ухажеру, замаскировавшемуся под домашнего врача, было строго-настрого запрещено переступать порог дома Паппенхеймов.

Распространению психоанализа способствовала вся философско-научная и социально-культурная атмосфера рубежа XIX—XX вв., о которой подробно рассказывается в книге Акимова «Психология познания. Удод»[2]. Морфин, кокаин, психические расстройства, истерия, гипноз, увлечение мистикой, образование различных эзотерических обществ, возникновение борделей, распространение проституции, развитие сети психиатрических кабинетов, подготовка соответствующего медицинского персонала — всё это было завязано в один тугой узел. Флейшль, Брейер, Фрейд и Берта Паппенхейм, посещавшие светские «тусовки» Вены, испытали на себе все прелести того сумасшедшего времени. Употребление морфина было тогда чрезвычайно распространено в высшем слое общества и этот порок никем особенно не осуждался. После повсеместного мора мода на потребление тяжелого наркотика, каким был морфин, быстро прошла. Тогда светские люди переключились на более легкий наркотик — кокаин, пропагандой которого интенсивно занялся Фрейд[3].

Страницы: 1 2 3 4 5


Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...

Методики исследования мышления. Рассказ по картинке
Это наиболее простой способ исследования мышления, состоящий том, что ребенок по картинке, на которой изображено какое-либо событие, должен составить сюжетный рассказ. Содержание картинок должно быть различным для разных возрастов. При анализе составленного рассказа следует обращать внимание прежде всего на умение ребенка выделять наиб ...

Особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица
Одна из основных задач оперативного работника по изучению психологических аспектов личности интересующего лица - создание его информационной базы. Оперативный работник прежде всего определяет, кого и по каким вопросам следует опросить. С этой целью используются результаты ранее произведенных следственных действий и данные оперативно-роз ...