[an error occurred while processing the directive]

Психологическая структура личности
Страница 1

Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, "фундаментальное значение имеет сознание . Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности". Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности.

К.К. Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур:

1) биологически обусловленных особенностей;

2) особенностей отдельных психических процессов;

3) опыта личности;

4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей. В учебнике "Общая психология" под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами признаются также темперамент, характер и способности.

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности.

Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова "темпераментум", означающего "надлежащее соотношение частей" - четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов: кровь (сангвие) - сангвиник; слизь (флегма) - флегматик; желтая желчь (холе) - холерик; черная желчь (мелано холе) - меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ[4].

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. "Темперамент, - писал Павлов, - есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума". Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов4, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику - страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику - глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника - поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика - "толстокожесть", безразличие к людям, сухость; у холерика - взрывчатость, стремление к не завершению начатых действий; у меланхолика - замкнутость и застенчивость.

Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности.

Слово "характер" в переводе с греческого означает "особенность, черта". Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т.д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т.д.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей - эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Способности - это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т.д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности[5].

Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т.д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности.

Страницы: 1 2


Структура
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я – концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих Я – концепции. 1) Когнитивная составляющая Я – концепции ...

Возраст как предмет научного изучения. Понятие периодизации
Предмет психологии развития и возрастной психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических п ...

Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
Подготовка исследования Методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например: 1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что… 2. Если зимой будет сильный мороз, то… 3. Если взлететь высоко как птица, то… 4. Мальчик заболел, у него поднялась темпер ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]