[an error occurred while processing the directive]

Психологическая характеристика личности. Общественные понятия о личности в ее психологической структуре

Психологические материалы » Психология и Педагогика » Психологическая характеристика личности. Общественные понятия о личности в ее психологической структуре

Научная психология большую часть своего исторического пути развивалось как функциональная психология, т.е. наука, изучающая психически-познавательный процесс. Но в начале 20 века было признано, что познавательные и иные процессы существуют не сами по себе, а принадлежат конкретной личности. И закономерности их функционирования зависят от интересов человека, его стремления, мировоззрений и других личностных характеристик. Со временем проблема личности стала центральной проблемой научной психологии. И все, что изучается в психологии, все стало изучаться через проблему личности. Появились даже своеобразные принципы научной психологии, таки как:

- личностный подход изучения психологических явлений

- личностный, социально-деятельностный принцип формирования и функционирования психических явлений. В отечественной психологии наибольший вклад в развитие психологии личности внесли:

- Рубинштейн Сергей Леонидович

- Леонтьев Алексей Николаевич

- Бажович Лидия Ивановна

- Платонов Константин Константинович

В зарубежной психологии проблему личности разрабатывали:

- Зигмунд Фрейд

- Юнг Карл

-Ганс Айзенг

- Маслоу

-Курт Левин и другие.

Благодаря их усилиям сложилось 4 основных подхода к характеристике личности:

1) Биогенетический, согласно которому основу развития личности составляет биологический процесс созревания организма.

2) Социогенетический, согласно которому главную роль в развитии личности играют социальные факторы.

3) Психогенетический, согласно которому основу развития личности составляют когнитивные процессы (познания окружающей среды)

4) Деятельностный (социально-деятельностный), согласно которому развитие личности обеспечивается социальной средой и теми видами деятельности, в которую она включается.

Что же понимается под личностью? Личность – это человек как носитель сознания (по Платонову).

Личность – это человек, как представитель определенного общества, социального слоя, коллектива, овладевший какими-либо видами деятельности и имеющий свои индивидуально-психологические особенности.

В психологии сложилось несколько подходов к характеристике личности. Первую структуру личности предложил Рубинштейн. По его мнению в эту структуру входят:

- направленность личности

- ее характер

- способности

- темперамент

- самосознание

- комплекс знаний, навыков, умений.

Эту структуру личности называли статической структурой личности, поскольку в ней не было объяснено, каким образом развиваются ее основные компоненты. Наиболее распространенной психологической структурой личности стали называть динамическую, функциональную структуру личности по Платонову. Он считал, что структура личности состоит из подструктур:

1) направленность личности, ее основными компонентами являются:

- мировоззрение

- идеалы

- убеждения

- интересы

- стремления

- желание и влечение

Эти компоненты полностью социально обусловлены и развиваются воспитанием.

2) подструктура индивидуального опыта. Ее компоненты:

- знания и умения

- навыки и привычки

В этих компонентах гораздо больше социального, чем биологического и формируются они обучением.

3) подструктура форм отражения. Ее компоненты:

- все познавательные процессы (от ощущения до мышления)

- эмоции, воля

В равной степени представлена как биологическая и социальная сторона, развитие через упражнения.

4) подструктура биологически обусловленных свойств личности. Ее компоненты:

- темперамент человека

- половые и возрастные особенности людей

- особенности функционирования их нервных процессов

В этих компонентах нет социального. Они развиваются в процессе тренировок.

5) На эти 4 подструктуры личности накладывается 2 ее свойства:

- характер

- способности


Различия в условиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.
Бытовые условия для воспитанников детских домов различных типов в Нижнем Новгороде относительно равнозначны. Младшие имеют более стесненные условия проживания (от 4 до 8 человек в комнате), старшие — более свободные (от 2 до 4 человек в комнате). Дети имеют возможность хранить некоторые личные вещи. Однако в условиях жизни воспитаннико ...

Методики исследования восприятия и внимания
Протекание процессов восприятия и внимания у детей сильно отличается от аналогичной психической деятельности у взрослых людей. Кроме возрастных особенностей, могут быть значительные индивидуальные отличия, которые необходимо установить для проверки подлинных возможностей испытуемого. ...

Сравнение понятий
Испытуемому предлагается указать на сходство и различие между двумя понятиями. При составлении вопросов необходимо учитывать возраст испытуемых. Детям младшего возраста лучше давать для сравнения конкретные понятия типа береза и сосна, карандаш и ручка, стакан и чашка и т. п. Детям старшего возраста могут быть предложены более сложные п ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]