Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения . Общее понятие о педагогике, ее структуре и понятиях
Каждое новое поколение людей призвано решить по крайней мере 4 задачи:
1) усвоить опыт предыдущих поколений
2) обогатить и приумножить приобретенный опыт
3) дать жизнь новому поколению людей
4) передать новому поколению людей все то, что усвоено, понято и принято (свои знания). Социально-педагогическая задача.
Когда-то в Древней Греции появились люди при названии «педагогос» («педа» - ребенок, «гогос» - тот, кто водит ).
Педагогика – это наука, о закономерностях, формах и методах специально организованных образовательно-воспитательных воздействий на людей, с целью достижения социально значимых изменений в их сознании и поведении. Объектом педагогики и как в науке, и как в практике являются люди. А предметом – педагогический процесс, взаимоотношения между воспитатуемыми, воспитующими и т.д.
Основные задачи педагогической науки:
1) изучение сущности закономерности развития человека
2) выявление содержания процесса обучения воспитания людей и их профессиональной подготовки в соответствии с потребностями личности и общества.
3) Обоснование принципов, методов и форм обучения, образования и воспитания людей
4) Прогнозирование развития образования на ближайшее или отдаленное будущее
5) Определение оптимальной системы управления учебно-образовательными учреждениями, начиная с детских яслей и кончая высшими органами власти
6) Обоснование требований к деятельности и личности педагогов, т.е. людей профессионально выполняющих свои обязанности
По мере развития педагогической науки в ней сложились некоторые отрасли:
- общая педагогика
- сравнительная педагогика
- возрастная педагогика
( ясельная, предшкольная, педагогика школы и т.д.)
- специальная педагогика (особенности работы с людьми с физическими и моральными отклонениями)
- профессиональная педагогика (подготовка специалистов)
- социальная педагогика (работа с людьми вне учреждения)
- военная педагогика
- исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание преступников)
- лечебная педагогика
- методика преподавания различных дисциплин
Все эти отрасли педагогической науки, как правило, включают в себя 3 раздела:
1. теория обучения (дидактика)
2. теория воспитания
3. школоведение (теория организации образовательных учреждений и учебно-воспитательного процесса в них).
Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода
Карла Роджерса
Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса. Позиция Роджерса относительно природы человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений о ...
Психофизиологические особенности подросткового возраста
Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое понятие. Существует также психологический возраст, который может не совпадать с физиологическим и паспортн ...
Принципы и методы изучения психологических явлений
Психические явления весьма разнообразны по своему содержанию, динамике, и роли по регулированию поведения и деятельности человека.
К основным компонентам психики человека относят обычно:
1) психические процессы, которые разделяются на 3 подгруппы:
- познавательные
- эмоциональные
- волевые
2) психические состояния, которые бывают ...
