Описание основных проективных тестов
Страница 1

Психологические материалы » Проективные тесты » Описание основных проективных тестов

Тест Роршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так, как они обычно получаются: налил немного чернил на серединку листа бумаги и сложил лист пополам, распределив, таким образом, чернила симметрично. Однако у Роршаха была специфическая теоретическая причина для выбора формы, цвета и последовательности представления своих чернильных пятен. К примеру, он начинал с совершенно черного, красиво очерченного пятна, несколько напоминающую летучую мышь или бабочку. Вторая карточка представляла собой дополнение в виде нескольких красных чернильных пятен, которые как он предполагал, лишат испытуемых самоконтроля и вызовут глубокий эмоциональный ответ. То, как они выразят этот стресс и объединят части пятна, будет определять их ассоциативные способности и степень их личностной интеграции или дезинтеграции.

Тест Роршаха психологи представляют клиентам индивидуально. Например, психолог дает клиенту карты с красными пятнами одна за другой, в определенном порядке, и просит клиента сказать, что каждая из карт может означать. После того как тот ответит на все 10 карточек, психолог проводит опросную часть теста: спрашивает клиента, какой именно аспект каждого пятна (с учетом его формы, цвета или фактуры) придает пятну такой вид.

После этого тест Роршаха подвергается разбору и интерпретации согласно комплексной системе. Между конкурирующими системами существуют серьезные разногласия по поводу того, как правильно обсчитывать и интерпретировать тест. В дополнение к оригинальному методу Роршаха, Бек, Клопфер, Экснер и другие специалисты изобрели свои методы обсчета и интерпретации, причем система Экснера в настоящее время наиболее популярна. Экснер годами старался путем дополнительных исследований повысить валидность своей системы, а ныне продолжает модифицировать и совершенствовать эту систему, основанную на эмпирических данных» [14, c. 137–138].

Тест тематической апперцепции (ТАТ). «ТАТ состоит из 31 карточки с изображением людей в различных ситуациях. Поскольку ТАТ задуман как проективный тест, рисунки сделаны не с фотографической точностью, а, напротив, весьма туманны в некоторых деталях, что допускает игру воображения тестируемых, Некоторые картинки выявляют некоторые проблемы или темы, которые психоаналитики считают весьма важными: власть, пол, семейные отношения. В сегодняшней практике испытуемому дается обычно набор из 10 карточек в традиционном порядке. Некоторые психологи предпочитают одни карточки другим либо варьируют их в зависимости от особенностей испытуемого и от обсуждаемого вопроса. Например, на одной из карточек изображен человек одиноко стоящий у окна в затемненной комнате. Эту карточку используют нечасто, однако психолог может выбрать ее при тестировании находящихся в депрессии и, возможно, склонных к суициду индивидов, поскольку эта карточка призвана «вытащить» проблемы одиночества, грусти и порой, самоубийства.

Как и тест Роршаха, ТАТ предъявляется психологами индивидуально. Клиентам предлагается придумать историю по каждой картинке, рассказать, как все в этой истории начиналось, что происходит дальше, о чем персонажи думают и что они чувствуют, а также чем история должна закончиться.

Созданы различные системы шкалирования и истолкования историй для дальнейшего использования в исследованиях или при оценке личности. Интерпретация зависит от теоретической ориентации психолога. Те из них, кто склонен к психоанализу, будут искать в историях повторяющиеся темы секса, агрессии, семейных отношений в детстве. Другие обратят внимание на то, как в этих историях отражены темы воспитания или достижений и какова степень их социальной адекватности и зрелости; насколько систематично и связно эти истории составлены; какова степень их соответствия изучаемой реальности и т.д.

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста
Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, ...

«Почему потенциально предсознательное?»
Психосоматика, как бы это ни казалось парадоксальным, вероятна. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что сублимация дает эмпирический код, и это неудивительно, если речь о персонифицированном характере первичной социализации. Сознание понимает психоз, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного ...

Состояние психологического знания в России в начале XX века
В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания - она в конце XIX - начале XX веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализа ...