Особенности профилактики злоупотребления психоактивными веществами
В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи. Вторичная профилактика - это работа с теми детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению. Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Поэтому, ведя разговор об основных направлениях антинаркотической профилактики, мы имеем в виду первичную и вторичную профилактику, которая может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме на основе различных программ и с использованием разных методик [1].
В настоящее время сложились различные направления антинаркотической профилактики.
Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков.
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. В настоящее время довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Вопрос заключается в том, какую информацию можно дать о наркотических веществах» в какой форме и какое влияние на их сознание она окажет.
Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление можно условно назвать личностно ориентированным. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения [6].
Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антинаркотической профилактики адекватно и в комплексе.
Для образовательных учреждений должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) [2].
Направления работы по профилактике наркотической зависимости в значительной степени являются педагогической (воспитательной) деятельностью и осуществляются психологами и педагогами. Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к формированию устойчивого развития личности подростка, к нормативному жизненному циклу в обществе.
Таким образом, предлагаемая схема работы не должна рассматриваться как некий неизменный алгоритм. Она может значительно видоизменяться в зависимости от каждого конкретного случая.
Темперамент
и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по т ...
Психокоррекционная программа личностной зрелости педагогически запущенных
младших школьников
В основу программы легли принципы работы с педагогически запущенными детьми Л. Зюбина, социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми И.В. Невского, основные направления, предложенные Р.С. Овчаровой.
Содержание про ...
Особенности конструктивного мышления старших
дошкольников
Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей., т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчле ...